Восемь миллиардов тенге из бюджета выделили на развитие кино в Казахстане

Ежегодно государство выделяет свыше семи миллиардов тенге на развитие отечественного кино. В 2020 году в бюджете заложена сумма уже в восемь миллиардов. Много это или мало по меркам современной киноиндустрии, пытались пояснить чиновники, эксперты и кинокритики, передает Baigenews.kz.

Министерство культуры, совместно с НАО "Государственный центр поддержки национального кино" организовало брифинг на площадке СЦК, чтобы рассказать о втором конкурсе кинопроектов среди казахстанских режиссеров и продюсеров.

Стоит отметить, что государственный центр поддержки национального кино был создан в 2019 году после принятия закона "О кинематографии". Киноцентр призван продвигать фильмы, несущие духовный патриотический заряд, демонстрирующий красоту природы Казахстана и нравственные качества его народа.

На конкурс, объявленный киноцентром, подали уже 250 заявок. Из них комиссия отобрала 88 проектов, которые смогут претендовать на финансовую поддержку. Любой желающий может следить за защитой проектов в режиме онлайн на официальном канале Киноцентра в YouTube.

"Из общего дохода от проката фильма, профинансированного государством, 20% возвращаются в Киноцентр для его дальнейшего развития и финансирования национальных фильмов, а 80% забирает продюсер для развития своей компании", - рассказала Гульнар Сарсенова председатель правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино".

Претендовать на звание "национального фильма" в равной степени будут и авторские/артхаусные картины. Сумма, на которую могут рассчитывать 20-минутные короткометражки варьируется от 10 до 15 миллионов тенге, полный метр оценили в 10 раз дороже. Самые дорогие проекты – совместные, с участием профессионалов из других стран.

Сама Гульнар Сарсенова призналась, что пришла в киноиндустрию из бизнеса, заявив, что еще 10 лет назад на создание качественной кинокартины потребовалось бы свыше 50 миллионов тенге. Сегодня нужно говорить уже о нескольких сотнях миллионов, которых у отечественных кинокомпаний нет, наряду с отсутствием квалифицированных кадров.

"В Казахстане слабо развито анимационное и документальное кино. Чтобы снять полнометражный анимационный мультфильм в студии Disney работают свыше 300 аниматоров. Сама работа занимает от двух до пяти лет", - говорит глава Киноцентра.

В одной из российских студий в ангаре на 200 квадратных метрах трудятся 120 аниматоров и рисуют один мультфильм по 1,5 – 2 года. В итоге их работа оценивается в три миллиона долларов и выше.

"У нас бюджет полнометражного мультфильма составит около одного миллиона долларов. Но где казахстанские студии смогут найти 100 художников-аниматоров. Сейчас их привлекают из других стран. Но большой аудитории, которая бы оправдала их вложения, в Казахстане нет", - сообщила Сарсенова.

Однако стереотип, что отечественные картины не популярны среди казахстанцев, проверить сложно, поскольку в стране нет единой информационной системы подсчета, чтобы правильно анализировать кинорынок. Нет обратной связи со зрителем. К примеру, в России, Грузии и Украине подобная автоматизированная система существует.

"И функция нашего Киноцентра – постараться эту систему внедрить во всех кинотеатрах. Тогда нам будет понятна общая картина, и мы сможем регулировать рынок", - отметила Гульжан Сарсенова.

Кроме этого, Киноцентру предстоит разработать механизм налоговых льгот и преференций для иностранных кинокомпаний, которым интересны локации и природа нашей страны. Если говорить о международном опыте, то зарубежными студиями субсидируется до 30% стоимости услуг на кинопроизводство. Размер иностранных инвестиций должен быть не менее 130 тысяч МРП (около 850 000 долларов). Это деньги, которые останутся в Казахстане. Иностранная компания нанимает операторов, берет костюмы, оплачивает грим, транспорт, и все, что они расходуют здесь, остается в нашем государстве, пояснили эксперты отечественной киноиндустрии.

Уже есть перечень кинематографистов, готовых снимать здесь.

"В этом году у нас собираются снять свои фильмы четыре страны. Это Россия, они заинтересованы снимать как сериалы, так и полный метр. Франция приходит с очень интересным фильмом, и он будет состоять из четырех частей. В мае они приступают к съемкам. Также Индия - они были поражены нашими локациями, которые очень редко можно встретить в других странах, и, конечно же, это Китай. В сентябре они снимут здесь большой боевик", - сказала Гульнара Сарсенова.

Также переговоры ведутся с кинокомпаниями Новой Зеландии и США. Продвижением Казахстана в качестве съемочной площадки будет заниматься специально созданная Национальная кинокомиссия.

Уже определены пять базовых областей для создания региональных кинокомиссий, среди них Алматинская, Мангистауская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская и Акмолинская области. Акиматом Алматы объявлено о создании в 2020 году первой региональной структуры – Алматинской кинокомиссии. А совсем недавно Национальная кинокомиссия при Государственном центре поддержки национального кино вступила в Международную ассоциацию кинокомиссий – всемирную сеть, объединяющую более 360 комиссий из 40 стран мира.