ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Сага о казахстанских “Битлах”

Константин Маскаев

О легендарной группе “Дос-Мукасан” снимут художественный фильм
Компания ArayMediaGroup при содействии Государственного центра поддержки национального кино начинает работу над проектом “Дос-Мукасан”. Режиссер картины Айдын Сахаман рассказал, каким он видит фильм, как воплотят на экране яркую творческую жизнь звезд казахстанской эстрады и будет ли сценарий основан на реальных событиях

- Айдын, как вы ответите на вопрос о том, в чем заключается главная миссия этого фильма?
- Миссия - рассказать историю о дружбе. Известно, что изначально коллектив формировался не как музыкальная группа. Это были друзья, которые просто собирались и музицировали. Они не планировали быть профессиональными музыкантами, просто так сложилась их судьба. И, увы, это история не только о том, как зарождалась дружба, но и о том, как она разрушилась. Ни для кого не секрет, что в больших творческих коллективах всегда есть разногласия. Мы хотим показать, на чем строилась дружба наших героев, с чем были связаны конфликты в группе и что обо всем этом они думают сегодня. Но в целом это история о том, как творчество молодых студентов выросло в большую легендарную группу.
- Почему решили снимать именно в художественном жанре? Документалистика ведь более привычна для такой истории.
- Все просто, потому что я не документалист (смеется). На самом деле мы основывались на опыте других стран и на известных фильмах. Допустим, “Богемская рапсодия” - это ведь тоже не документалка. Но можно документально соблюсти хронологию и показать события, обыграв их творчески.

 


- Это будет строго биографический фильм или режиссер может позволить себе немного пофантазировать?
- Пока не могу уверенно ответить на этот вопрос. Мы поставили цель снять фильм на реальных событиях. Не по мотивам, а именно на реальном материале. Но есть особенности производства, тонкости драматургии. Да и реальная жизнь, возможно, была не такой драматичной, какой зритель хотел бы ее видеть. Поэтому, конечно, думаю, что будет не без прикрас.
- На чем вы основывались, когда писали сценарий? Это архивные записи, воспоминания, что еще?
- К этому вопросу мы подошли, как бы это громко ни звучало, фундаментально. Вместе с продюсером взяли за основу книги, которые написаны об этой группе. Автор одной из них - супруга Досыма Сулеева, первого художественного руководителя ансамбля. Сам Досым, который, кстати, является автором первых шлягеров “Дос-Мукасан”, стал нашим консультантом, следил, чтобы мы сильно не привирали. Второй наш консультант, не менее важный человек, Мурат Кусаинов, нынешний художественный руководитель группы, мы с ним тоже встречались. И Сулеев, и Кусаинов поведали свои версии истории коллектива, которые не сильно отличаются друг от друга. Мы также разговаривали с авторами композиций “Дос-Мукасан”, которые рассказали, как рождалась та или иная песня, потому что в народе ходит много баек на эту тему.
К сожалению, несколько создателей группы не дожили до наших дней, и мы не успели с ними поговорить. Во время карантина ушел из жизни Камит Санбаев, его имя было третьим слогом в названии группы - “КА”. Мы очень хотели встретиться, но теперь планируем поговорить с его близкими, чтобы больше узнать о нем.
Ну а дальше уже была работа сценариста - как связать эти истории в одну большую историю группы. Что касается архивного материала, то, к большому сожалению, видео с концертов “Дос-Мукасан” оказалось до обидного мало. Много клипов, документальных музыкальных фильмов, но концертных записей практически нет.
- Собираетесь показать фильм участникам группы перед премьерой? Ведь порой бывает, что после выхода на экраны биографического кино звучат возмущения, обиды самих героев, их близких, как это, к примеру, было с фильмом “Высоцкий. Спасибо, что живой” или “Движение вверх”. Эти моменты как будете огибать?
- Дипломатично (смеется). Мы надеемся, что все, в том числе сами герои - участники группы, воспримут фильм позитивно. Мы консультируемся с ними, мы никого не делаем отрицательным персонажем. В книгах все написано: кто и почему ушел, кто пришел, это не секрет.

 


-Айдын, на каком этапе создания фильма вы находитесь сегодня?
- Дорабатываем сценарий, так как это не просто игровой фильм, а музыкальный. И здесь много именно музыкальной специфики, разных переходов, где, в каком месте стоит та или иная композиция, хорошо ли она выстроена по драматургии... Мы сейчас многое анализируем, пытаемся найти правильное решение. Что касается производственной части, после первого послабления карантина мы с продюсером съездили на поиск локаций в Усть-Каменогорск, Караганду, Темиртау. Наша история происходит в 60-70-е годы, а так как в Алматы сегодня очень много новых зданий, ищем натуру тех лет именно в регионах.
- Актерский состав уже подобрали?
- Пока всех подробностей сообщить не могу, у нас есть внутренняя договоренность с продюсером. Но мы планируем сделать открытый кастинг в ближайшее время. И это довольно сложная для нас задача. Нам нужно найти портретное сходство с героями, с их возрастом, охватить несколько временных периодов. И самое главное - наши актеры должны музицировать, должны уметь играть на инструментах. Мы планируем воссоздавать всю масштабность таланта каждого участника группы. Для этого, конечно, актер должен владеть инструментом. И если актер подойдет портретно, мы будем специально учить его игре на определенном инструменте.

Источник: Новое поколение