ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Канат Торебай: Киноотрасль должна быть независимой

Весна оказалась особенно богатой на казахстанские кинопремьеры. Уже идут в прокате «Схема» Фархата Шарипова, «Акын» Дарежана Омирбаева, «Лето 1941 года» Бекболата Шекерова, «Паралимпиец» Алдияра Байракимова, «Время патриотов» Серикбола Утепбергенова, «Алга» Ернара Нургаллиева, «Нартай» Гульнары Сарсеновой и Вахтанги Хубутия. Все эти фильмы сняты при поддержке государства. Об этом мы беседуем с советником председателя правления Государственного центра поддержки национального кино, заслуженным деятелем РК, кинопродюсером Канатом Торебаем.

- Канат Аширбекович, в прокат вышли сразу семь фильмов, снятых при поддержке Киноцентра. Это хорошая возможность увидеть проекты, которые снимают на государственные деньги. Поддержка как видно ощутима, что говорят цифры?

- Цифры говорят сами за себя. В истории нашего национального кино есть два периода: советский и постсоветский. С советским периодом все более или менее ясно, нас интересует эволюция отечественного кинематографа после обретения независимости Казахстаном. Так, согласно открытым данным Министерства культуры и спорта РК, общая сумма государственных  расходов на производство национальных фильмов с 2001 по 2021 год составила около 78,5 млрд. тенге и выросла более, чем в 30 раз (в 2001 году - 255 млн. тенге, в 2021-м году – 8,5 млрд.тенге). Общее количество произведенных картин за счет госбюджета, включая художественные, документальные, анимационные, короткометражные и дебютные, за этот же период изменилось лишь в 6,5 раза (в 2001-м году - 6, в 2021-м году - 36). Несложно заметить, что динамика роста объемов госфинансирования производства национальных фильмов в 5 раз превышает динамику роста количества произведенных кинокартин. 

О крупных же успехах казахстанских кинорежиссеров на международной арене, среди тяжеловесов класса «А», к сожалению, пока особо говорить не приходится, поскольку за все годы независимости лишь единицы из профинансированных республиканским бюджетом кинопроектов добились действительно значимого успеха. Так, например, в 2010-м фильм Ермека Турсунова «Келин» вошел в шорт-лист кинопремии «Оскар», а в 2019-м фильм Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» завоевал гран-при Московского международного кинофестиваля. Конечно же, есть некоторые достижения и на других фестивалях, но, в целом, картина не очень радостная. 

В связи с этим возникает стойкое ощущение того, что все эти годы политика в сфере кинематографии была ориентирована, в основном, на объемы выделяемого бюджетного финансирования. Я осознанно не поднимаю тут тему о сборах в прокате фильмов, снятых на государственные средства.

 

- Раз уж мы затронули тему кинопроката, то, скажите, как решаются вопросы выживаемости сети, особенно учитывая фактор пандемии, в результате которой был закрыт целый ряд кинотеатров?

- Сами последствия очевидны - было закрыто более 10 кинотеатров. Но в этом вопросе есть и системная проблема, связанная с недостаточным количеством кинозалов во всех областях и районах республики. Нам необходима государственная программа кинофикации всех регионов страны. Малые и моногорода, райцентры и аулы явно неинтересны для частных прокатчиков ввиду недостаточности зрительской аудитории для коммерческих показов, поэтому крайне важен вопрос создания государственной сети кинотеатров. Для сравнения: в данное время в РК функционирует порядка 400 киноэкранов (не путать с кинотеатрами), в 1985-м году было 12 500 киноэкранов (не считая кинопередвижек). И эти цифры опять говорят сами за себя.

Очень важно возродить систему госкинопроката, так как сегодня все прокатные сети находятся в частных руках. Это бизнес и рынок диктует свои правила. Фильмы, профинансированные из госбюджета, заметно уступают по кассовым сборам голливудским кинокартинам или дешевым комедиям, произведенным частниками. Это понятно - государство должно выделять деньги на продукцию, выполняющую какие-то идеологические задачи, а не преследующую только получение прибыли. Не секрет, что основная аудитория казахского кино проживает в сельской местности. Нужно открывать больше кинотеатров именно там, хотя и в областных центрах еще ощущается нехватка кинозалов.

 

- Проблем и нерешенных вопросов в сфере отечественного кинематографа сегодня предостаточно. Есть ли выход, имеется ли перспектива поступательного и успешного развития киноиндустрии? 

- Мне думается, что есть. Важнейшее условие эффективности работы — это независимость. Киноотрасль необходимо вывести из подчинения Министерству культуры и спорта РК с подотчетностью напрямую Правительству (как Госкомитет по кинематографии в прошлом), или обеспечить ей полную юридическую и финансовую автономию в рамках Министерства культуры и спорта РК. Государственный центр поддержки национального кино, киностудия «Казахфильм», Госфильмофонд, возрожденный Госкинопрокат, специализированный государственный киноВУЗ должны управляться и координироваться из одного центра. А постоянный мониторинг и контроль всего цикла кинопроизводства — от питчинга и до проката во всех регионах страны, позволит гибко реагировать на потребности рынка в специалистах и контенте и, в то же время, использовать влияние кино на зрительскую аудиторию в целях воспитания патриотизма и продвижения актуальных идеологических ценностей. За примерами далеко ходить не надо - в прошлом году Указом Президента Республики Узбекистан определены приоритетные направления развития национальной кинематографии соседней республики. 

Среди них - формирование киноискусства в качестве стратегического источника культуры и духовно-просветительской жизни общества, развитие киноиндустрии в качестве отдельной отрасли экономики, создание инфраструктуры, обладающей современной и высокотехнологичной материально-технической базой, создание эффективной системы подготовки кадров, повышения квалификации творческих деятелей и технических работников сферы кинематографии и т.д. 

Нам всем пора понять, что современный кинематограф — это, по факту, сложившийся социальный институт, охватывающий практически все сферы общественного сознания, значительно влияющий на жизнь человеческого сообщества и формирующий его мировоззрение.  

 

-  А еще это мощное средство пропаганды. Тема пропаганды становится сейчас особенно актуальной, учитывая трагические и всем известные события на Украине.

- Полностью согласен. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, она необходима и неизбежна в любых обществах. Например, знаменитое выражение В. Ленина о «важнейшем из искусств» определило судьбу кинематографа в советской стране. Руководство СССР понимало, что кино влияет на настроение людей и формирует мышление зрителей и их взгляды на жизнь. Такую же важную роль кинематографу в своей пропагандистской работе отводили в гитлеровской Германии. Придя к власти, нацисты за шесть лет изменили и зомбировали сознание одного из самых рациональных и трезвомыслящих народов Европы. Кинематограф, безусловно, во всем этом процессе сыграл одну из ключевых ролей.

Кино, как способ пропаганды, способно оказывать очень мощное эмоциональное воздействие, оно создает у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его реальной роли в истории.  Манипулирование этим ощущением «справедливости» активно использует Голливуд – «фабрика грез» и главный инструмент западной кинопропаганды. 

Поэтому сегодня, в период небывалой и глобальной экспансии масс-культуры, роста ее роли в современном обществе, чрезвычайно важно установить механизмы ее воздействия на людей, в том числе и на молодых, так как у них еще не до конца сформировано собственное мировоззрение. Но со всех экранов подрастающему поколению навязывают образ жизни, психологические и социальные модели поведения, морально-нравственные ценности и т.д. Тем более, что в нашу сегодняшнюю жизнь прочно вошли современные технологии и молодые люди очень много времени проводят в интернете. 

 

- В общем виртуальная жизнь начинает заменять реальную действительность.   

— Вот именно. И этому процессу воздействия на неокрепшие умы и души молодежи, безусловно, необходимо противопоставить адекватное средство. И оно существует: следует обратить внимание на положительные аспекты влияния кинематографа. Кинематограф - один из самых популярных среди молодежи вид искусства и вызывает стабильный интерес у молодых людей. Поэтому, с помощью качественного кино возможно формирование личности в нужном направлении. И этим необходимо пользоваться при организации воспитательной работы с молодежью. Но, в то же время, следует понимать, что в полной мере воспитательная функция современного кинематографа не может рассматриваться совсем упрощенно, в аналогии с воздействием кино на молодежь предыдущих поколений.

 

Константин Козлов,

Алматы