Анна Качко о кинокомиссии и съемках крупных международных проектов

Концепция культурной политики Республики Казахстан разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее". Стратегической доминантой новой культурной политики является выдвинутая Главой государства национальная идея духовной модернизации и обновления национального сознания "Рухани жаңғыру", призванная консолидировать казахстанский народ с его богатым культурным наследием и творческим потенциалом на успешное достижение цели вхождения Республики Казахстан в число 30 самых развитых стран мира. Современный подход к пониманию роли культуры обуславливает необходимость формирования новой социокультурной среды, важными направлениями которой выступают конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, открытость сознания и эволюционный путь развития государства. В данных условиях значимым приоритетом культурной политики должно стать изменение отношения общества к творческой активности и повышению собственных конкурентных преимуществ как важных аспектов успеха личности, бизнеса и государства в целом. Это требует, прежде всего, создания современной, основанной на мировых стандартах эффективной модели организации и управления инфраструктурой и сферой культуры, способствующей скорейшему вхождению Республики Казахстан в число 30 самых развитых государств. О том, как созданный в марте Постановлением Правительства НАО "Государственный центр поддержки национального кино" реализует основные положения нового подхода в управлении кинематографом, рассказала в интервью корреспонденту Zakon.kz Анна Качко, главный советник председателя правления Государственного Центра поддержки национального кино

- В рамках "Рухани Жаңғыру" был учрежден проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире", нацеленный на выстраивание системной работы по популяризации казахстанской культуры за рубежом, формированию устойчивых каналов межкультурного обмена. Какую работу в этом направлении ведет Госцентр?

- Для того, чтобы продвигать современную казахстанскую культуру в мире, в данном случае кинематограф как одно из самых популярных и доступных видов искусства, очень важно выстроить серьезную структуру, которая бы работала на всех флангах и развивалась бы очень методично. Мировой опыт показывает, что в развитых странах существуют организации, которые объединяют в себе все направления международного продвижения в кинематографе. Например, во Франции это UniFrance, в Германии German Films и так далее. Это очень серьезные организации, которые из года в год структурированно движутся вперед и на мой взгляд, благодаря четкой и слаженной работе UniFrance, которая последние лет 70 находится на рынке, сегодня французский кинематограф играет важную роль в мировом кинематографе, по своей значимости, популярности занимает важное место после голливудского кино. UniFrance вкладывает очень большие деньги во французское кино, очень планомерно развивает и продвигает его.

Моя задача здесь как человека, который в том числе занимается международной стратегией Госцентра поддержки национального кино и международной стратегией продвижения казахстанского кинематографа в мире именно в том, чтобы построить структуру, в рамках которой будет реализовано планирование на несколько лет вперед действий по продвижению отечественного киноискусства в мире. С момента основания Госцентра нам удалось уже собрать команду для международной работы, набрать людей, кто уже имеет опыт продвижения. С некоторыми из них я ранее лично работала, так как я сама 11 лет занимаюсь продвижением Казахстана на Международный рынок и для меня работа в Госцентре – продолжение этой важной миссии. Благодаря закону "О Кино" и созданию ГЦПНК появилась возможность решать эту важную задачу более структурированно и масштабно.

Конечно же, в данном случае, первая задача – представлять казахстанский кинематограф, казахстанских режиссеров и продюсеров, казахстанские фильмы на фестивалях. Причем, важно не просто участие фильмов в конкурсных программах, но и представление их со стороны бизнеса. То есть, на всех крупнейших мировых кинофестивалях есть кинорынки, где обязательно должен быть представлен стенд Госцентра, на котором будет вестись работа по продвижению как киноискусства Казахстана, так и страны в целом, чтобы о Казахстане узнали во всем мире, понимали, какие у нас произошли законодательные изменения, как сегодня работает киноиндустрия Казахстана, и конкретно знакомились с теми фильмами, которые будут представлены.

Речь идет, в первую очередь, о кинорынках Берлинского и Каннского кинофестивалей. Также это важные американские кинорынки в Торонто и США (American film Market в Лос-Анжелесе), самый крупный азиатский кинорынок при Пусанском кинофестивале. Это главные площадки, которые мы выбрали для себя как место, где мы будем слаженно и консолидировано продвигать казахстанский кинематограф.

Продвигать мы хотим в нескольких направлениях. В первую очередь это конечно участие Казахстанских фильмов Казахстане в международных кинофестивалях. Впереди, например, Берлин в феврале 2020 года. Там со следующего года новая креативная команда отборщиков. Есть несколько казахстанских картин, которые были поданы для участия в Берлинале-2020, недавно я встретилась с главным отборщиком этого фестиваля по нашему региону. Моей задачей было донести, что вот эти фильмы поданы и нам есть, что показать. Программа будет объявлена в январе! Конечно, если поданные фильмы будут отобраны на фестиваль класса А, Госцентр может оказать дополнительную поддержку в организации мероприятий по продвижению на самом фестивале, поддержке съемочной группы фильма-участника фестиваля. Для нас это очень важно, потому что именно такие фильмы представляют казахстанское киноискусство в мировом кинопространстве и это отличная возможность заявить о себе.

Кроме того, есть фильмы, которые не попадут в основные программы крупнейших кинофестивалей, но достойны того, чтобы о них узнали, они могут быть проданы и показаны международному зрителю. И это тоже одна из задач нашего Госцентра и работы наших стендов, которые мы планируем открывать на кинорынках.

ледующее направление продвижения - это Казахстан, как уникальная кинолокация.

В Казахстане в 2019 году был принят Закон о кино, это произошло впервые в истории страны. И, на мой взгляд, новый Закон содействует масштабным изменениям в казахстанской киноиндустрии. Во-первых, это рибейты, то есть, возврат 30% вложенных средств, о чем я подробнее скажу позже, наша задача сейчас в том, чтобы о нем заговорили не только в Казахстане, но и во всем мире. Поэтому, кроме участия в кинорынках, мы планируем очень серьезное участие во всех мероприятиях, связанных с продвижением страны как локации для съемок зарубежного кино. Этого никогда ранее не делалось со стороны Казахстана. Существует множество отдельных мероприятий, куда приезжают все продюсеры, представители крупнейших голливудских и европейских студий, люди, кто ищет новые локации. Мы даже не можем себе представить, насколько ведется огромная работа в мире, поскольку голливудские проекты нуждаются в новых территориях для съемок, им нужны новые локации, которые еще не появлялись в голливудском кино, и я просто уверена, что когда они узнают о наших сакральных местах, которые являются изумительными локациями, созданными самой природой, то Казахстан для них станет очень притягательным . Поделюсь информацией: к нам уже поступают многочисленные запросы, многие компании интересуются новой системой рибейтов, и наша задача как Госцентра, чтобы об этом узнали все, чтобы Казахстан вошел во все каталоги, мероприятия, презентации. Уже на Берлинале-2020 мы планируем массированно о себе заявить и обязательно с вами поделимся подробностями нашей программы там в конце января. Впервые Казахстан планируется так серьезно презентовать на Берлинале.

- На недавнем Almaty Investment Forum аким Алматы Бакытжан Сагинтаев объявил, что в мегаполисе будет создана Алматинская кинокомиссия (Almaty film commission), которая будет помогать отечественным и зарубежным студиям искать локации для съемок в городе и его окрестностях. А планируется ли создать такую кинокомиссию в масштабах всей страны?

- Хотелось бы пояснить, что такое кинокомиссия и в чем задача ГЦПНК, как государственной организации. В Америке и Европе кинокомиссии часто существуют в каждом регионе, иногда даже в каждом городе. Эта организация на региональном уровне осуществляет возможность получения разрешения на съемки, нахождение съемочных групп непосредственно в этом регионе, расселение их в отелях, планирование логистики и так далее. То есть, кинокомиссия помогает организовывать съемки во всех аспектах. Такие кинокомиссии слаженно работают во всей Европе, они связаны с региональными властями, муниципалитетами. Поэтому сейчас мы очень поддерживаем создание Алматинской кинокомиссии, и это важный шаг. В данном случае Госцентр, как и в Европе, в скором будущем объединит кинокомиссии разных регионов. Сейчас мы инициируем создание кинокомиссий в других регионах Казахстана, чтобы в стране появилось на первом этапе как минимум 4 кинокомиссии – дополнительно к Алматинской на Севере, Западе и Востоке. И они будут объединены национальной кинокомиссией под нашим крылом, которая уже в ближайшее время войдет в число других кинокомиссий мира и станет частью сообщества, оказывающего большое влияние на формирование и развитие международного кинорынка.

Госцентр является единым оператором выдачи рибейтов, возврата денег. Процесс будет выстроен так: иностранная кинокомпания заходит на территорию Казахстана, встречается со своими местными партнерами-продюсерами и определяется с местом, где будут съемки. После этого они обращаются в кинокомиссию, которая им помогает в организации съемок и уже после того, как они все сняли, Государство после получения всех отчетов может возвращать им средства до 30%.

- У многих возникает резонный вопрос: насколько эффективна такая модель, когда мы из государственного бюджета платим иностранцам за то, чтобы они приехали к нам и снимали свои фильмы? В чем выгода госбюджета?

- Во-первых, это прямые деньги, которые поступают в казну. За годы моей работы в Казахстане было множество проектов, которые бы хотели снимать в Казахстане, потому что здесь потрясающе красивые локации, которые не появлялись в крупных кинопроектах, и есть возможности для съемок любых фильмов. Но большинство желающих раньше не оставались здесь, потому что не было выстроенной системы. Хотя, эта модель давно работает в мире, и она невероятно эффективна. Такая практика началась в 60-70-е годы в США и в Европе. Хотелось бы привести один пример. Недавно меня пригасили посетить презентацию кинокомиссии одного итальянского небольшого городка, о котором даже я не знала ранее. Эта кинокомиссия поработала так эффективно, что за последние 7 лет в этом городке было снято 437 фильмов. И это принесло 30% годового дохода этому региону. То есть, съемки фильмов открывают невероятные возможности для самой локации, поскольку снимающие фильм люди приносят деньги в тот регион, о котором раньше бы не задумались. Теперь благодаря Закону о кино в Казахстане введена система, аналогичная европейской, и зарубежные кинематографисты будут приезжать.

Возврат части денег, потраченных иностранными кинокомпаниями на территории Казахстана, так называемый "рибейт", ориентирован на то, что если зарубежные кинематографисты планируют съемки на территории Казахстана, то государство, в лице Госцентра, готово возвратить им до 30% потраченных средств на производство. Это большая мотивация для того, чтобы иностранные киностудии начали снимать свои фильмы в Казахстане. И заинтересованность здесь обоюдная. Зарубежные кинодеятели не только будут оставлять свыше 70% денег в нашей стране, но и будут привлекать и трудоустраивать казахстанские съемочные группы и развивать туризм.

У нас есть примеры таких европейских стран, как Болгария, Венгрия, Чехия, где была слабая киноиндустрия, отсутствовали профессионалы, но после внедрения системы рибейтов были построены киностудии, поскольку начали приезжать крупные голливудские проекты, у них появилась новая волна профессионалов, кто может работать по стандартам мировых гигантов, это сразу же подняло совершенно на новый уровень и внутреннюю национальную кинематографию.

- В мире были примеры, когда в страны и места, где снимали, к примеру, "Игру престолов", после выхода этого сериала на экраны массово поехали туристы со всего мира. Насколько это реально в случае с Казахстаном?

- Мировой опыт в этом плане положительный. Регионы, которые ввели такую систему, изменили ситуацию не только в своем кинематографе, но и в сфере туризма. Люди действительно едут туда, где снимались крупные фильмы, сериалы. Это поднимает количество туристов в разы. Конечно, если завтра Казахстан будет показан в фильме крупного американского или европейского или китайского или индийского продюсера, и это кино станет интересным и ярким, можно быть уверенными, что туристы поедут в Казахстан. Также, показывая, что у нас можно снимать фильмы, мы говорим о том, что это абсолютно доброжелательная, гостеприимная, открытая страна, что у нас безопасно, поэтому потенциальные туристы будут также учитывать эти факторы как плюс и быстрее примут решение посетить Казахстан.

Я сама сталкивалась с ситуациями, когда люди вначале не знают про Казахстан, но потом я им показываю ролики о стране, и они с удовольствием сюда приезжают. И это представители европейских компаний, которые после деловых переговоров часто остаются здесь на неделю- две и путешествуют по стране. Сейчас люди в США и Европе перенасытились популярными направлениями, им хочется увидеть что-то новое.

- Хорошо, мы продвигаем наши локации и получаем из этого выгоду. А можно ли с помощью ко-продукции, то есть совместного с другими странами производства фильмов, продвигать именно казахстанскую культуру в мире?

- В этом году мы объявили питчинг проектов для получения финансирования из госбюджета на 2020 год, и там есть 7 секций, в том числе секция ко-продукции. В данном случае подразумеваются проекты, которые инициировались даже не на территории Казахстана, но где история напрямую связана с Казахстаном. Таких сюжетов очень много, они интересные, приходят к нам из Европы, США, России. И в данном случае, это тоже впервые в Казахстане, официально на уровне питчинга мы готовы выбирать и поддерживать проекты, которые инициированы в ко-продукции. Но это будут только те проекты, которые как-то связаны по истории с Казахстаном. Это очень важно, тем более, что ко-продукция позволяет перенимать опыт, что очень важно для казахстанских кинематографистов.

- Сейчас сроки питчинга проектов отложили на 2020 год. С чем это связано?

- Мы получили рекордное количество заявок, и это очень радует.

В рамках октябрьского отбора кинопроектов, претендующих на государственную финансовую поддержку, поступило 215 заявок. Для сравнения: на первый питчинг, проведенный в конце мая, было подано 109 заявок.

Активный интерес казахстанских кинематографистов ко второму конкурсу кинопроектов внес корректировки в его организационную часть. В связи с двукратным, в сравнении с предыдущим конкурсом, ростом числа заявок, принято решение провести открытый питчинг (презентацию кинопроектов) в конце января 2020 года.

Члены Экспертного совета считают, что решение о переносе сроков питчинга, является крайне необходимым и обоснованным. Это позволит специалистам максимально качественно изучить все поступившие работы.

Большая часть заявок в этот раз приходится на художественные фильмы нацеленные на коммерческий прокат – 66. Дебютных картин было подано 38. Документальные и короткометражные фильмы – таких заявок 34 и 31 соответственно. 18 работ поступило в анимационном жанре. Международная ко-продукция представлена 15 проектами. Авторских/артхаусных картин поступило 13.

Претендовать на звание "национального фильма" в равной степени могут как авторские картины с ярко выраженным потенциалом для участия на международных фестивалях, так и коммерческие художественные и анимационные фильмы, ориентированные на массового зрителя.

Альберт Ахметов

Источник: www.zakon.kz