ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Вернуть зрителя в кино: миссия выполнима

Отечественные кинотеатры переживают не лучшие времена, но, несмотря, ни на что, и что очень важно для всей киноиндустрии в целом – они продолжают работать. Хотя простой зритель в силу ряда причин (многочисленные локдауны и постановления) может об этом и не знать. И наша главная задача на данный момент - вернуть в кинотеатры зрителя…

Как мы знаем, пандемия COVID-19 нанесла по киноиндустрии во всем мире сокрушительный удар – это факт, который нельзя отрицать. Кинотеатры по всему миру закрывались один за другим, кинофестивали откладывались до лучших времен, а премьеры больших фильмов были перенесены на неопределенный срок. 

Но, со временем мы все адаптировались к новым условиям жизни после пандемии. Съемки фильмов продолжаются несмотря ни на что, хоть и с ограничениями, фестивали проходят по всему миру и самое главное в кинотеатры начали возвращаться большие фильмы - блокбастеры.

Супергеройский эпик «Черная Вдова» по мотивам комиксов Marvel показал рекордный старт в период пандемии COVID-19. За премьерный уик-энд картина собрала $158 млн в кинотеатрах по всему миру (в США — $80 млн), еще $60 млн картина собрала в стриминге Disney+. Это — первый фильм Marvel за прошедшие два года, а его релиз переносился несколько раз из-за коронавируса.

Отлично себя в мировом прокате показали также такие большие проекты, как «Форсаж 9», «Круиз по джунглям», «Тихое место 2», «Мортал Комбат», «Годзилла против Конга» и анимационный фильм студии Pixar «Душа». А на позапрошлой неделе состоялась мировая премьера еще одного долгожданного фильма - фантастического боевика «Отряд самоубийц: Миссия навылет», который должен вернуть зрителя в кино. 

А что происходит у нас? 

С начала года кинотеатры по всей стране то закрывались, то вновь открывались – все зависело от эпидситуации в определенном регионе. Сейчас Казахстан остается в «красной зоне» по темпам распространения коронавируса, но кинотеатры, хоть и с ограничениями, продолжают свою работу в больших городах. 

Согласно последнему постановлению главного санитарного врача страны разрешена работа кинотеатров, участвующих в проекте Ashyq, в будние дни до определенного времени (недавно разрешили работать и в выходные).

Как сейчас обстоят дела с кинопрокатом на местах, нам рассказал коммерческий директор ChaplinCinemas Дмитрий Кириенко:

«Зритель, к сожалению, не хочет всякий раз разбираться в мало кому понятной логике ограничения времени работы торговых центров и кинотеатров. К примеру, если человека вытолкали из бутика одежды в 17:00, ему не придет в голову пойти в кино даже при условии, что кинотеатр в это время работает. Для обывателя закрытый бутик — это закрытый ТРЦ. А закрытый ТРЦ — это закрытые кинотеатры. 

Надеюсь, зрители разберутся в текущей специфике кинопоказа и переориентируются по возможности», - говорит Дмитрий. 

По словам коммерческого директора ChaplinCinemas каждый из этих больших блокбастеров(«Черная вдова», «Отряд самоубийц») потерял минимум половину своего потенциала ввиду разного рода ограничений. И что самое болезненное, как отмечает он — это отсутствие выходных. 

«Ограничение работы до 20.00 или даже до 00.00 ночи — это ничего, кроме неудобства для потребителя. А вот эксперимент с локдауном выходного дня проходит уже несколько недель, нозаболеваемость при этом растёт. Что говорит о том, что связи никакой. Зато ущерб при этомколоссальный. При таком раскладе кинотеатры теряют больше денег, чем при полном закрытии. Не надо забывать, что выполнена массатребований по дистанцированию зрителя в кинозале, дополнительных санобработках, наличию Ashyq теперь уже на входе и в ТРЦ, и в кинотеатр.

Самое логичное для обеспечения наименьшей концентрации зрителя — это дать возможность торговым центрам и кинотеатрам работать круглосуточно», - отмечает Кириенко. 

А на вопрос – как вернуть зрителя в кино, Дмитрий отвечает:

«Чтобы вернуть зрителя в кино, отрасли нужна стабильность. Студиям нужно видеть горизонт стабильной работы в три месяца. Это позволяет спланировать контент, подготовить его с технической точки зрения, обеспечить расстановку в кинотеатрах, достойный промоушн. А зритель, опираясь на эту череду событий обязательно придёт в кино. Ему просто не нужно мешать». 

Еще одним важнейшим фактором в деле возвращения зрителя в кино могли бы стать отечественные фильмы. Ведь из-за пандемии прокат сильно изменился – теперь мировые премьеры блокбастеров одновременно проходят в кинотеатрах и на стриминг-сервисах. С этим многие не согласны, но такова воля студий и пока что с этим ничего не поделаешь. И каждый локальный кинорынок справляется с этим по-своему. 

Например, в соседней России, еще в прошлом году, в самый разгар эпидемии, когда показывать было нечего, сделали ставку на отечественные фильмы. И не прогадали – зритель с удовольствием вернулся в кино, а такие фильмы собственного производства, как «Конек-горбунок», собравший 1,175 млрд рублей (19 млн долларов), «Последний богатырь 2»(2,105 млрд рублей) и «Стрельцов» (более 4 млн долларов) стали лидерами проката. 

А вспомните, как было у нас до пандемии? 

Отечественный кинопром переживал настоящий бум, большинство казахстанских картин бились на равных в прокате с западными блокбастерами, а Нурлан Коянбаев со своими двумя проектами«Бизнесом по-казахски в Корее» и «My love isAisulu» собрал более 4-х млн долларов.

Но, сейчас, наши отечественные продюсеры ждут, когда с кинотеатров снимут все ограничения. Хотя у того же Коянбаева полностью готов «Бизнес по-казахски в Турции» и почти что готов «I go to school». Не торопятся выпускать свои фильмы и такие крупные игроки, как Нуртас Адамбай (один из самых ожидаемых отечественных картин«Келинка Сабина 3»), Куралай Анарбекова («Тойхана») и другие. 

«Государственным центром поддержки национального кино проводится большая работа по вопросу оказания прямой финансовой помощи кинотеатрам. На совещании в министерстве, посвященной этой теме, мы обозначилинеобходимый объем финансовой поддержки. Мы постоянно поднимаем этот вопрос, ведь кинотеатры – самый важный сегмент индустрии и без них, без их нормальной работы – это все не имеет никакого смысла», - отметил заместитель Председателя правления ГЦПНК Бауржан Шукенов. 

В конечно итоге, все это может привести к тому, что в конце спасать будет уже нечего. Из-за отсутствия достойных релизов многие кинотеатры закроются и вся киноиндустрия, которая и так переживает не лучшие времена, понесет большие потери. И как говорится в «Отряде самоубийц» Джеймса Ганна, нам всем нужно сделать выбор не в пользу себя, а в пользу мира и спасти не только себя, но и кинотеатры.