ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Рост рынка онлайн-платформ – импульс для развития копродукции между Россией и Центральной Азией

05.10.2021

Заместитель председателя правления НАО «ГЦПНК» Бауржан Шукенов принял участие в панельной дискуссии «Рост рынка онлайн платформ как фактор развития копродукции между Россией и Центральной Азией», прошедшей в рамках деловой программы XIII Ташкентского международного кинофестиваля.

Модератором встречи выступил исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер Дмитрий Якунин. Сомодератором и спикером выступила генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова. В качестве экспертов были приглашены генеральный директор Национального Агентства «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов, заместитель председателя правления по производству НАО «ГЦПНК» Бауржан Шукенов, генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko Джаник Файзиев, директор по международному развитию IVI Артём Егоренков,  заместитель генерального директора PREMIER Макар Кожухов, директор онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин, старший менеджер по лицензированию контента «Кинопоиск HD» Алла Чуджаева и др.

В ходе дискуссии представители Узбекистана, России, Казахстана и Кыргызстана обсудили возможности сотрудничества, условия для создания ко-продукционных проектов и риски.

Бауржан Шукенов рассказал коллегам, что Государственный центр поддержки национального кино создан всего три года назад, но за это время Киноцентр провел уже три конкурса. Только в этом году в Киноцентр поступило около пятисот проектов, из которых более ста семидесяти стали претендентами на финансирование. Шукенов также добавил, что правительство Казахстана оказывает большую помощь индустрии, но сейчас этого недостаточно. 

«Пандемия нанесла очень серьезный урон кинотеатрам, и, естественно, вся индустрия задумалась, куда двигаться дальше. Мы сейчас просим у правительства оказать помощь нашим кинотеатрам так, как это было сделано в России. Сегодняшняя панельная наша дискуссия открывает новые горизонты и показывает, каким образом нашим субъектам индустрии, которые занимаются производством и дистрибуцией, искать монетизацию не только в кинотеатральной деятельности, но и находить новые возможности продажи своей продукции в виде онлайн-платформ».

Кроме того, заместитель председателя правления ГЦПНК отметил, что в период с 2015 года по 2021 год на экраны Казахстана вышли 363 работы российского производства, сумма сборов которых составила в среднем 1 млрд. рублей.

Генеральный директор Национального Агентства «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов, выступивший инициатором панельной дискуссии, рассказал, что до 2017 года последние 25 лет киноиндустрия Узбекистана переживала серьезный упадок. Но когда к власти пришел нынешний президент страны Шавкат Мирзиёев, он принял меры по реформированию киноиндустрии в Республике. За несколько лет была проведена реконструкция «Узбекфильма», на днях открылся первый международный филиал ВГИКа, также планируется строительство еще двух павильонов. Кроме этого, Ф.Абдухаликов отметил, что правительство страны приняло закон, согласно которому во всех торговых центрах должен быть кинотеатр.  В ходе выступления глава «Узбеккино» презентовал первую узбекскую платформу Umovie, которая заработает уже в течение недели.

На встрече присутствовали представители крупнейших российских онлайн-кинотеатров, они пожелали коллегам из Узбекистана успехов с их первым стримингом. И в связи с этим поговорили о главной проблеме, которая возникла с приходом платформ в нашу жизнь.

«Платформа – это новый вид взаимоотношений контента и аудитории. И мы с вами живем в странах, в которых платить за просмотр не модно и нет такой привычки у людей», – заметил генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko Джаник Файзиев.

Заместитель генерального директора PREMIER Макар Кожухов поддержал своего коллегу, заметив, что проблема пиратства действительно актуальна для наших стран. Поскольку все российские онлайн-игроки сегодня уделяют огромное внимание дистрибуции в регионы СНГ, сервис PREMIER считает важной задачей формирование привычки к платному контенту. Кожухов отметил, что нужно передать российский опыт по борьбе с пиратством коллегам из Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. 

Директор онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин считает, что несмотря на то, что ко-продукция сегодня интересна всем платформам, примеров таких проектов пока очень мало. В этом направлении сделаны только первые шаги. Он отметил, что большинство проектов, которые были сделаны в сотрудничестве наших стран, рассказывают о тяжелой жизни людей, которые приезжают в Россию. По мнению Игоря Мишина, кинокомпаниям нужно переключиться на другой жанр и другие истории для того, чтобы ко-продукционный контент получил развитие. 

«Мне кажется, что сказка – это первое, что хотелось бы и нужно было бы сделать, потому что культура Востока, культура Центральной Азии богата различными сказочными персонажами. К тому же, сейчас прослеживается очень большая потребность в детском и семейном контенте, его не хватает».

Директор по международному развитию IVI Артём Егоренков отметил, что их команда находится в постоянном поиске интересных историй и проектов безотносительно стран, в которых они появились. А также, что развитие киноиндустрии в странах Центральной Азии крайне выгодно для онлайн-кинотеатра IVI.

Глава «Роскино» Евгения Маркова со своей стороны подчеркнула, что Россия активно развивается в сфере ко-продукции. По ее подсчетам, в стране 10 процентов из общего количества полнометражных, короткометражных и анимационных проектов занимают именно ко-продукционные работы. Она представила фильмы, которые уже были сделаны в союзе с Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном, среди них – «Айка», «Барон. Возвращение», «Пустой дом», «Я не вернусь» и другие. Е.Маркова отметила, что за дни проведения Ташкентского кинофестиваля всем стало очевидно, что у народов России и Центральной Азии очень много общего в культурном плане, и Россия видит огромный потенциал для сотрудничества. 

https://moviestart.ru/2021/10/04/rost-rynka-onlajn-platform-impuls-dlya-razvitiya-koprodukczii-mezhdu-rossiej-i-czentralnoj-aziej/