ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

О будущем отечественного кинообразования

25.10.2021

Кто и как должен готовить сегодня молодых журналистов, критиков и сценаристов, планирующих связать свою будущую профессию с киноиндустрией. Эта тема стала главной на дискуссионной площадке, прошедшей в стенах Казахского национального университета им. Аль-Фараби.

Спикерами круглого стола стали ректор КазНУ Жансеит Туймебаев, Председатель правления ГЦПНК Есетжан Косубаев, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнара Абикеева, декан факультета журналистики КазНУ Сансызбай Мадиев, кинодраматург и режиссер Асия Байгожина, актер и сценарист Нурлан Санжар, а также заместитель Председателя правления ГЦПНК Бауржан Шукенов.

Открывая дискуссионную площадку, ректор КазНУ Жансеит Туймебаев отметил большой потенциал ведущего вуза страны, который может придать мощный импульс в подготовке специалистов для отечественного кинопроизводства.

Ж. Туймебаев: «В этом году на кафедре печати и электронных СМИ факультета журналистики открылась образовательная программа «Кино&Медиа» на уровне бакалавриата. Эта программа направлена на подготовку кадров в области кино и медиа, способных создавать современный креативный продукт. Также отмечу, что в учебный процесс нами уже включены такие дисциплины, как «история кино», «кинодраматургия» и «кинорецензии».

Глава Киноцентра Есетжан Косубаев, в свою очередь, обратил внимание на важность академического образования в развитии киноиндустрии. Акцентировав внимание на актуальных направлениях развития образования, он предложил открыть в стенах университета учебно-производственный хаб, сочетающий теорию с практикой.

Е. Косубаев: «В основе планируемой нами работы должна быть методология и понимание того, куда мы выходим, и для чего мы это делаем. Основная задача - чётко и профессионально готовить наших будущих специалистов. Конечно, мы видим, что очень сильно отстаём в этом направлении. Поэтому в этом году мы впервые заложили в бюджет ГЦПНК расходы на образование и подготовку кадров. В дальнейшем мы последовательно будем увеличивать наши заявки. Что касается партнеров, у нас сегодня есть академия им. Жургенова, есть университет «Туран», но я бы хотел, чтобы наше сотрудничество началось именно с КазНУ, где есть мощная научная и материально-техническая база, необходимо только привлечь лучшие инновационные технологии для обучения».

Спикеры затронули особенности развития современной киноиндустрии в Казахстане, отметив, что сегодня необходимо пересмотреть систему подготовки специалистов в области кино, совершенствовать учебный процесс в таких дисциплинах, как киножурналистика и сценарное мастерство. Доктор искусствоведения, выпускница киноведческого факультета ВГИКа Гульнара Абикеева сделала небольшой экскурс в историю, подняв вопрос о том, почему у нас произошёл провал в подготовке сценаристов и киноведов.

Г.Абикеева: «В 1996 году я набирала в КазНАИ им. Жургенова мастерскую киноведов-кинокритиков. Изначально это было десять человек, из которых на защиту вышло семеро студентов. Это неплохо. Но это был у меня единственный выпуск мастерской киноведов на русском языке. Сегодня основной акцент в КазНАИ делается на казахский язык. И то же самое случилось с русскоязычными сценаристами. Параллельно со мной вела мастерскую Лейла Ахинжанова (окончившая сценарный факультет ВГИКа). У неё тоже выпустилось восемь человек, которые очень активно работают сегодня в кино и на телевидении. Я просто подчеркиваю, что в последние годы уже не было подобных наборов на русском языке.

Теперь что касается статистики. Давайте посмотрим, сколько у нас профессионалов с драматургическим образованием? Мы можем назвать от силы десять дипломированных драматургов (включая не только ВГИК, но и Высшие курсы). Пять лет назад мы создали Ассоциацию кинокритиков Казахстана, сегодня в нее входит 18 человек, среди которых также очень мало людей с базовым образованием. И в этом смысле я, конечно, поддерживаю идею подготовки киноведов, журналистов, которые пишут о кино, а также драматургов и сценаристов. Людей, которые, что называется, на острие пера держат кинопроцесс, у нас действительно очень мало.

Сама я преподаю сейчас в AlmaU (Алматы Менеджмент Университет), где открылась новая школа «Медиа и кино», а в следующем году планируется открытие мастерской кинокритиков (экспериментальный набор), где я с удовольствием буду вести мастер-классы».

В вопросах качества подготовки специалистов Гульнару Абикееву поддержала известный кинодраматург и режиссер Асия Байгожина, которая в настоящее время преподает в Казахской национальной академии искусств им. Жургенова.

А. Байгожина: «Надо признать, что сценаристов у нас действительно не хватает. Есть некоторые молодые ребята и девушки, которые очень интересно пишут на казахском языке, но они не работают в кино, по большей части они создают популярные веб-сериалы и в интернете они поэтому значимые фигуры.

С другой стороны, надо учитывать тот фактор, что у нас с каждым годом все больше казахоязычных абитуриентов, которым крайне необходимы профессиональные знания на родном языке. Но у нас нет качественной методической базы на государственном языке. Ежегодно мы выпускаем драматургов, но за последние три года только одна книга по драматургии была переведена на казахский язык. При этом мои студенты в Казахской академии искусств говорят, что перевод тяжелый, и им проще читать на русском языке.

Почти 25 лет существует наша академия, но у нас нет учебников по драматургии на государственном языке. Мне кажется, это большой провал. Многие беды нашего кино от отсутствия хорошей драматургии. Хотя, на самом-то деле, есть чудесные труды, которые применяют все киношколы мира, начиная от книг Кулешова, Эйзенштейна, Тарковского, заканчивая прекрасными зарубежными драматургическими учебниками».

С. Мадиев: «Кино – это, в первую очередь, духовное богатство. Мы потеряли эту духовность и лишь в последние годы начали заново заполнять эту нишу. Все вопросы, поднимаемые сейчас, очень важны. У нас плохо с кинодраматургией, а кинокритиков и вовсе нет, особенно казахских. Это очень важная и актуальная проблема. Все, что здесь говорилось, мне нравится. Мы, конечно, готовы поддержать наших коллег».

Б. Шукенов: «Ещё раз скажу почему мы обратились именно в КазНУ - флагманский вуз Казахстана. Кино — это очень серьёзная сфера, без академических подходов в которой не получится сдвинуть индустрию дальше. И первое, о чём мы подумали, это, прежде всего, знания в области сценарного дела и драматургии. Второе — это кинокритика и киножурналистика, которых сейчас нам не хватает как воздуха. Я подчеркиваю, именно академических знаний в этих отраслях. В то же время, недавно мы встречались с представителями Московской школы кино, которые несколько в другом аспекте рассматривают образование. То есть это не академическое, а скорее оперативное образование – то, что можно освоить в процессе максимум трехлетнего обучения. Эти моменты, конечно, связаны с серьезной материальной базой, которая необходима для такого быстрого обучения. Что мы имеем в виду? Здесь необходимы практические знания для тех специальностей, которые востребованы в сфере кинопроизводства. Движение киноиндустрии вперёд произойдёт только с качественной подготовкой всех необходимых специальностей. И, если бы это происходило в КазНУ, это было бы прекрасно. В каком смысле? Прежде всего, это необходимый инструмент, наличие здесь хорошей базы в плане киносъёмок: павильоны, оборудование, звукозаписывающие и монтажные студии – то, что практически необходимо в кинопроизводстве. И если мы этот вопрос сможем совместно решить, если нам удастся это сделать в ближайшее время, я думаю, это станет по-настоящему большим успехом.