ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

kz
en
ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Международный вектор работы Киноцентра

Как продвигается сотрудничество с зарубежными партнерами, решаются задачи по популяризации отечественных фильмов, развиваются международные связи Киноцентра? Эти вопросы мы затронули в беседе с руководителем международного отдела НАО «ГЦПНК» Сауле Токкожиной.

 

- В связи с принятием Закона «О кинематографии» и становлением Киноцентра в качестве Единого оператора в сфере кинематографии казахстанское киносообщество внимательно следит за его деятельностью. Сегодня хотелось бы обсудить международное направление работы Киноцентра. Расскажите об основных векторах в этой сфере и, возможно, о том, с какими вызовами Вы в настоящее время сталкиваетесь. 

- Как известно, Закон «О кинематографии», принятый в январе 2019 года, стал знаковым и поистине долгожданным со стороны кинематографического сообщества нашей страны. Создание Киноцентра, как единого оператора в сфере кинематографии, однозначно было своевременным и актуальным. Главная задача Киноцентра – это реализация Закона «О кинематографии». В целом, ее можно разделить на два основных направления – поддержка национального кино и его продвижение на мировую арену.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что национальное кино, несмотря на все трудности и проблемы, выходит на качественно новый уровень своего развития. Снимаются исторические картины, а также фильмы, отражающие современные вызовы и актуальные вопросы нашей жизни. Значение этой работы для казахстанского общества сложно переоценить. При этом важно понимать, что задача состоит еще и в том, чтобы максимально эффективно представить отечественное кино международному сообществу.  Здесь перед нами стоит целый ряд задач - от популяризации отечественных фильмов за рубежом и повышения интереса мирового кинособщества к Казахстану, до реализации имиджевой политики государства и привлечения в страну дополнительных инвестиций.  

К сожалению, в связи с пандемией COVID-19 стало невозможным проведение целого ряда мероприятий, направленных на достижение этих целей. Это и есть главный вызов, с которым Киноцентр столкнулся в сфере реализации задач на международном направлении. Были практически сведены к нулю возможности по участию в кинофестивалях, организации и проведению Дней казахстанского кино, приглашению зарубежных коллег для осуществления съемок на территории нашей страны.

 

- Пандемия COVID-19, безусловно, внесла множество корректив в развитие многих областей экономики, в том числе и в киноиндустрию. Скажите, удалось ли Киноцентру достичь определенных результатов на международном направлении до начала пандемии?

- Да, безусловно, до наступления пандемии было сделано немало. В 2019 году Киноцентр принял на себя функции дирекции Международного кинофестиваля «Евразия», в рамках которого был подписан ряд соглашений о сотрудничестве и проведен питчинг совместных кинопроектов. Нашей первоочередной задачей было проинформировать международное сообщество о реформах, проводимых правительством страны в киносфере и, конечно же, заявить о создании Киноцентра.

Затем были проведены масштабные презентации под брендом Kazakh Сinema и представлены возможности сотрудничества с нашей страной на таких крупных площадках как Международный кинофестиваль в Пусане, МКФ и кинорынок «Берлинале 2020», VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум, Профессиональный форум в сфере мировой кинематографии «Синепозиум». Здесь наша главная цель заключалась в налаживании контактов с зарубежными партнерами и достижении договоренностей о совместном кинопроизводстве и организации съемок на территории Казахстана. Это был хороший задел и первые результаты будут очевидны после того, как только ситуация, связанная с мировой пандемией, будет нормализована.

 

- В чем конкретно состоит интерес мирового киносообщества к Казахстану?

- Одной из ключевых норм принятого Закона «О кинематографии» стало введение механизма субсидий для иностранных производителей – рибэйта (англ. rebate – скидка, возврат), призванного стимулировать приток иностранных инвестиций в РК и составляющего до 30% от затраченных на производство фильма средств на территории нашей страны. Известно, что все передовые страны-кинопроизводители активно используют данный инструмент поддержки мировых кинопроизводителей и продвижения своих интересов посредством привлечения инвестиций в национальную экономику.

Сегодня мы являемся свидетелями значительного интереса к Казахстану со стороны зарубежных кинокомпаний Европы, а также со стороны Голливуда и Болливуда. Руководством страны обеспечен огромный спектр налоговых преференций, действует благоприятный инвестиционный климат. Теперь и в сфере кинематографии это стало не только возможным, но и по-настоящему привлекательным.

Но кроме экономического аспекта иностранных кинопроизводителей, безусловно, привлекают живописные локации нашей страны. Казахстан отличается абсолютно уникальным по своему разнообразию природным ландшафтом: Чарынский каньон, загадочное плато Устюрт и Поющие барханы, признанные настоящим природным феноменом, Великий Шёлковый путь, проходивший по территории Казахстана, оставивший богатое наследие в виде уникальных древних городов и исторических памятников.

В 2019 году по приглашению Киноцентра Казахстан посетила группа продюсеров ведущих кино и телекомпаний США - NBS Universal, Lions Gate, Warner Horizon, Discovery, Global Film Solutions. Американские коллеги подписали с нами Меморандум о сотрудничестве, особо отметив, что планируют продвигать сотрудничество с Казахстаном, имея для этого три основных фактора: законодательную основу, природный потенциал и политическую стабильность.

 

- Каких результатов добился Киноцентр в привлечении инвестиций в страну? Есть ли кинокомпании, которые выражают не только заинтересованность в организации кинопроизводственного процесса, но и готовность к конкретным шагам?

- В течение 2019-2020 гг. мы находились в активном процессе проведения встреч и переговоров с кинокомпаниями ряда стран, которые были так или иначе заинтересованы в партнерстве. В результате Франция (в лице компании «Federation Entertainment»), Россия (компания «СТВ») и Китай («Sparkle Roll» Group с участием Джеки Чана) оказались в числе первых потенциальных инвесторов, с которыми были достигнуты предварительные договоренности о съемках в Казахстане на 2020-2021 годы с общим объемом инвестиций более 6 млн.долл. США. На стадии рассмотрения возможных путей сотрудничества по программам субсидирования были Индия, США и Новая Зеландия. Однако в связи с объявлением мировой пандемии COVID-19 производство запланированных картин было отложено на 2021-2022 годы.

Отрадно, что в начале этого года мы получили первые заявки на получение субсидий от таких крупных игроков киноиндустрии, как Франция и Россия, которые в настоящее время уже находятся в процессе съемок на территории нашей страны. Мы надеемся, что современный зритель, который с удовольствием погружается в мир сериалов, сможет в скором времени увидеть красоты Казахстана в проектах известных компаний таких как скажем французский Canal+.

Думаю, что в ближайшем будущем мы сможем представить наши возможности и другим крупным зарубежным партнерам. Еще раз напомню, что Казахстан может предложить не просто выгодные условия для проведения съемок, но что очень важно - политическую и экономическую стабильность, что в свою очередь гарантирует долгосрочное и продуктивное сотрудничество.

 

- Планируется ли сотрудничество с крупными международными организациями в сфере кино для решения задачи по привлечению зарубежных инвестиций в Казахстан?

- В планах у Киноцентра – создание Национальной кинокомиссии, целью и миссией которой будет оказание содействия зарубежному кинопроизводству для осуществления съемок в Казахстане. В настоящее время Киноцентр уже является полноправным членом Международной Ассоциации кинокомиссий (AFCI) - всемирной сети, объединяющая более 360 комиссий из 40 стран мира. Членство в AFCI способствует позиционированию Казахстана на мировой карте киноиндустрии в качестве страны, где есть все необходимое для съемок крупных кинопроектов. И, безусловно, открывает для страны новые возможности, особенно в части, касающейся развития сотрудничества с мировыми кинокомиссиями.

 

- Что еще примечательного Вы могли бы отметить в деятельности Киноцентра на международном направлении?

- В Законе «О кинематографии» имеется очень важная, на наш взгляд, норма о повышении квалификации кадров в киносфере. Согласитесь, что возможность получения высококачественного образования играет определяющую роль в дальнейшем развитии всей киноотрасли Казахстана. Киноцентр видит своей важной задачей развитие международных образовательных программ для казахстанских кинематографистов в целях практического обмена опытом. Сегодня онлайн-пространство предоставляет прекрасные возможности для организации различного рода мероприятий с участием международных экспертов.

Нами была организована и проведена серия мастер-классов совместно с Гёте-Институтом в Казахстане на темы «Работа над киносценарием: герой, трехактная структура, сцена и диалог» и «Монтажные стратегии в работе режиссера»; заседание круглого стола «Казахстан-Украина: возможности для сотрудничества», организованное совместно с Одесским международным кинофестивалем и при содействии онлайн-платформы DzygaMDB; семинар итальянского киноэксперта Алессандры Пасторе, нацеленный на участие казахстанских кинематографистов на международных кинорынках. Кроме того, при содействии Киноцентра был проведен Международный фестиваль анимационных фильмов ÁMEN-2020, в котором приняли участие представители России, Турции, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана.