Развитие деловых контактов и международное продвижение казахстанских фильмов – основные задачи, которые в этом году стоят перед организаторами Дней казахстанского кино в зарубежных странах.
Казахстанский кинематограф все громче заявляет о себе на мировой арене. Если 10–15 лет назад призы на международных фестивалях были пусть и радостными, но все же единичными событиями, то теперь редкий кинофорум обходится без того, чтобы наши картины не были отмечены наградами жюри и публики.
Только за прошедший год фильмы, снятые при содействии Государственного центра поддержки национального кино, собрали богатый фестивальный урожай. «Акын» Дарежана Омирбаева получил приз за лучшую режиссуру на Токийском международном фестивале, а «Схема» Фархата Шарипова была удостоена Гран-при в секции Generation на Берлинском международном кинофестивале. У дебютного фильма Айжан Касымбековой «Огонь», премьера которого состоялась на Пусанском международном кинофестивале – целый букет наград. Три из них – у исполнителя главной роли Толепбергена Байсакалова – на фестивалях в Лос-Анджелесе, Сочи и Сингапуре, еще две – за лучшую режиссуру и лучшую музыку, завоеванные в Минске. Кроме того, «Огонь» взял приз ФИПРЕССИ (Индия) на МКФ в Триссуре и стал фильмом открытия швейцарского кинофестиваля Black movie.
Высоко оцениваются экспертами и наши короткометражные фильмы. Так, картина «Мерген» взяла приз в номинации «Лучший триллер» на Международном кинофестивале в Шэньчжэне (Китай), а также «Лучший режиссер» и «Лучшая операторская работа» на кинофестивале Golden Wheat Awards в Турции. Ленты «Граната» и «Көше ақыны» являются обладателями призов VI Baiqonyr International Short Film Festival – за лучший сценарий и лучший монтаж соответственно.
Все эти успехи, безусловно, радуют. Но при этом в Киноцентре прекрасно отдают себе отчет в том, что фестивали и конкурсы – это история в большей степени про авторское кино. Оно, как творческая лаборатория кинематографа, имеет огромную важность – но все же является лишь частью большой киноиндустрии. А в Казахстане также снимают качественные фильмы, рассчитанные на широкий прокат и массового зрителя.
- Именно поэтому ГЦПНК выступил с инициативой о проведении Дней казахстанского кино в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, - поясняет руководитель международного отдела ГЦПНК Асель Ырыс. В этом году творения отечественных кинематографистов планируется показать зрителям США, Канады, Франции, Швейцарии, Германии, Испании, Чехии, Кореи, Индии, Пакистана, Турции, ОАЭ, Грузии, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
В планах, согласованных с Министерством культуры и спорта РК – показы 15 казахстанских фильмов, среди которых дебютный проект Алдияра Байракимова и Венеры Каиржановой «Паралимпиец», боевик Серикбола Утепбергенова «Время патриотов», драма «Зере» Даурена Камшибаева, а также масштабные проекты «Казахское ханство» Рустема Абдрашева и «Рассвет великой степи» Акана Сатаева. Каждую из картин будут представлять ее создатели – в показах примут участие режиссеры, продюсеры или исполнители главных ролей.
Продвижение и представление отечественных фильмов в рамках Дней казахстанского кино станет своего рода рекламной кампанией и пиар-акцией, призванной укрепить благоприятное общественное мнение о культурных традициях нашей страны. Организаторы – не без оснований – рассчитывают на интерес к мероприятию не только в среде критиков и киноведов, но также у широкого круга зрителей и представителей СМИ.
Еще одна цель, которой планируется достичь с помощью отечественного кинодесанта – это привлечение новых партнеров и инвесторов для создания совместных проектов, которые также должны стать шагом в направлении качественной интеграции нашей страны в мировую киноиндустрию.
05.08.2022