ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Государственный центр поддержки национального кино представляет анализ состояния кинопоказа в Республике Казахстан, сделанный на основе существующих данных по кинотеатрам, осуществляющим прокат зарубежного и национального кино. Так как отечественные кинотеатры являются частными организациями, а единая автоматизированная информационная система мониторинга фильмов еще не введена в строй, данная аналитика представляет собой статистические данные, собранные специалистами производственного, дистрибуционного и международного отделов Киноцентра. В этих данных также заложены предпосылки формирования стратегии работы ГЦПНК на ближайшие годы, основанные на принятии тезиса о том, что кинотеатры являются одним из главных факторов развития киноиндустрии страны в целом.   

Необходимо уточнить, что, согласно международной практике, уровень развития киноиндустрии в стране включает следующие показатели:

• Доля национального продукта в кинопрокате страны – количество отечественных фильмов по отношению к иностранному контенту, показанному в кинотеатрах; валовые доходы по сравнению с доходами иностранного кино; количество проданных билетов на отечественное кино.
• Количество кинотеатров и кинозалов в них.
• Заполняемость и посещаемость кинотеатров.

При этом наличие национальной киносети, а также статистика по продаже билетов в кинотеатрах в реальном времени являются одними из основных приоритетов в оценке национальной киноиндустрии как открытой и прозрачной территории, стремящейся быть правильно интегрированной в сферу мирового кинопроката. Для нас это важно еще и потому, что в Казахстане потребляется киноконтент ведущих мировых производителей, доля которых в национальном кинопоказе доходит уже до 80%.

Согласно статистике, в Казахстане сейчас действуют 92 кинотеатра с 401 цифровым кинозалом в них, и тремя залами формата IMAX (всего 404). Как известно, серьезный урон всему отечественному кинопоказу был нанесен пандемией, в период которой деятельность кинотеатров была ограничена или вообще запрещена. Восстановление валовых доходов уровня 2019 года, ввод новых кинозалов взамен закрытых и восстановление допандемийных показателей растянется, по предварительным оценкам, до 2025 года.

 Опубликованные ниже таблицы содержат данные, собранные специалистами Государственного центра поддержи национального кино. Таким образом приведенные нами цифры не являются официальной информацией Комитета по статистике Республики Казахстан.

Международный опыт

Наличие кинотеатральной сети в стране также имеет важное значение в том смысле, что является основным и пока единственным серьезным источником монетизации всего национального продукта, который производится как при помощи государственной поддержки, так и создается независимыми продюсерскими компаниями.

Кинотеатр — это основной индикатор оценки проекта для независимых кинокомпаний как средство возврата вложенных частных инвестиций, а для государства – это также индикатор влияния на кинозрителя в плане идеологического воздействия, эффективности вложенных государством средств в каждый фильм и степени охвата кинопоказом населения страны, инструмент для поиска новых, молодых талантов в сфере кино. К этому же показателю обычно привязывают размер бюджетных ассигнований по оказанию государственной поддержки в сфере кинематографии. В связи с этим, кинематографические отрасли стран, имеющих возможность оказывать такую поддержку, ориентируются на долю национального кинопродукта в 30 и более процентов от общего уровня в кинопрокате страны. И так как валовый доход от показа полностью остается в стране, это позволяет влиять на возможности регулирования процессов в сфере кинообразования, создания рабочих мест, планировать вложения государства в сферу поддержки отрасли во всех ее сегментах, включая прокат и показ.

До 2020 года киноиндустрия Казахстана занимала третье место по странам СНГ после России и Украины. Сейчас, учитывая санкции в отношении российской киноиндустрии, кинорынок Казахстана становится одним из самых перспективных по количеству залов в регионе Центральной Азии, по лояльности отношения кинозрителя к репертуару американской, европейской кинематографий, и, самое главное, перспективе роста рынка всего региона, учитывая рост количества кинотеатров в Узбекистане, Кыргызстане и Азербайджане.

На сегодняшний день в стране функционируют 404 зала. Достаточное ли это количество, мы можем рассмотреть на основе принятой в мировой индустрии шкале показателей наличия количества кинозалов на 100 тыс. жителей.

К примеру, в России, где количество кинозалов составляет 5700 единиц, при населении 145,6 миллионов человек, наличие залов на 100 тыс. жителей составляет 4. Во Франции, при количестве кинозалов 5843 и при населении 66 720 000 (данные за 2016 год), составляет почти 8 залов, в Китае в 2021 году количество киноэкранов составило 80 248 залов, и при населении в 1 451 432 510 на 100 тыс. жителей приходится 6 залов. У нас в стране при количестве кинозалов 404 и при населении 19 143 200 человек приходится лишь 2,1 кинозала на 100 тыс. жителей.

Исходя из этих цифр видно, что практически половина населения страны находится без локального доступа к просмотру кино в современных цифровых кинотеатрах, а по показателю количества залов на 100 тысяч жителей мы находимся в очень невыгодном положении, влияющем практически на все основные показатели развития индустрии. К примеру, по состоянию на сентябрь 2021 года в Китае насчитывалось 80 743 киноэкранов, что на 4862 больше по сравнению с концом 2020 года, сообщает China Film News. То есть количество кинозалов в Китае за первые девять месяцев 2021 года увеличивалось в среднем на 17,8 в день! Такое значение придается в Поднебесной увеличению роста количества кинозалов.

 

О системе национального кинопроката «Аймақ Cinema»

В целях выведения отечественного кинопроката на более высокий количественный и качественный уровень предлагается проект «Аймақ Сіnema». Главной предпосылкой для запуска данного проекта является низкая доля национального кинопроката, которая на сегодняшний день составляет в среднем 15-20% от общего числа фильмов, показываемых в кинотеатрах страны, а также опыт стран ближнего зарубежья.

Скажем, согласно модели развития кинотеатральной деятельности в Республике Узбекистан, правительством этой страны (в рамках Указа Президента) принимается ряд мер по государственной поддержке и расширению сети кинотеатров страны, а именно:

• начиная с 1 июля 2021 года в строящихся новых торгово-развлекательных комплексах, имеющих торговую площадь более 15 тысяч кв. м., является обязательным создание кинотеатров, имеющих в общей сложности не менее 300 зрительских мест и четырех кинозалов;
• в срок до 1 января 2024 года в случае оснащения кинозалов цифровыми устройствами демонстрации кино (формата DCP и выше), предоставляющих возможность защиты авторских прав, 50% расходов по их приобретению покрываются за счет средств государственного бюджета, но в размере не более 50 миллионов сумов за одно устройство;
• созданным новым кинотеатрам в течение первых трех месяцев их деятельности национальные фильмы, произведенные на основе заказа Агентства, предоставляются для показа на безвозмездной основе.

В этой связи реализация казахстанского проекта, под условным названием «Система национального кинопроката «Аймақ Cinema» – это 72 кинообразовательных центра, с количеством кинозалов 135, общим количеством посадочных мест порядка 17000 единиц, а также по одному передвижному кинотеатру в каждой области для обеспечения кинопоказа в отдаленных уголках нашей страны.

Источником финансовых средства для реализации проекта может служить как государственный бюджет, так и механизм государственно-частного партнерства.

Ожидаемые результаты данного проекта:

• увеличение доли национального кинопроката к 2026 году на 30%;

• увеличение доступности посещаемости к 2026 году на 30%;

• увеличение уровня удовлетворенности населения в сфере культуры в разрезе «кино» к 2026 году на 10%;

• культурно-просветительная работа с населением, преимущественно в малых городах, райцентрах, а также в отдаленных уголках территории РК;

• новые рабочие места порядка 770 единиц;

• увеличение окупаемости национального кино на 20%;

• увеличение налоговых поступлений от показа национального и отечественного кино;

• увеличение валовых сборов при показе национального и отечественного кино в 2 раза.

 

Современные вызовы

В Российской Федерации оснащение муниципальных кинотеатров проводится по программе министерства культуры «Модернизация кинотеатров», в соответствии с конкурсом, проводимом Фондом кино России. Ежегодно по этой программе выделяется в среднем по 5 млн. рублей на один кинотеатр. И за почти четырехлетний период действия этой программы было оснащено более 1000 кинозалов. Основной особенностью программы является то, что 50% сеансов в квартал должно быть отдано национальным фильмам, что позволило увеличить долю национального кино в прокате более чем на 15%.

Опыт подобного взаимодействия имеется на западе нашей страны, где местные акиматы передают в доверительное управление отремонтированные здания имеющихся Домов культуры под кинотеатры, а арендаторы за свой счет оснащают их кинооборудованием и кинокреслами. В дальнейшем даже предусмотрены варианты с последующим выкупом помещений кинотеатров арендодателем. Принятие государственной программы подобного рода также может привнести серьезную лепту в увеличение национальной сети кинотеатров и позволит реально увеличить потребление как национального контента на казахском языке не менее чем на 25-30%, так и иностранных фильмов, дублированных на казахский язык.

Немаловажным фактором в обслуживании отдаленных населенных пунктов могут служить передвижные кинотеатры, оснащенные самым передовым оборудованием для показа любого контента, снятого в формате DCI. Основываясь на вышеуказанной программе, каждый регион за счет местного бюджета приобретает один передвижной кинотеатр, получает контент по согласованию в районном кинотеатре и производит показ и кинообслуживание населения в соответствии с репертуаром районного кинотеатра на условиях частичной предоплаты по специальным ценовым предложениям.

Еще одним из важнейших мировых трендов стало влияние интернета на традиционный кинопоказ в кинотеатре. В период пандемии, когда кинотеатры были закрыты, единственным источником показа стали онлайн-кинотеатры и стриминговые платформы. Это привело к тому, что основные голливудские студии начали практиковать релиз крупномасштабных кинопроектов одновременно на стримингах и в кинотеатрах. В большинстве своем процесс киносмотрения начал переходить из кинотеатра на индивидуальные гаджеты (смартфоны, компьютеры и тд). То есть кино из процесса коллективного сопереживания начало становиться все более индивидуальным. Это не говорит о том, что кинотеатры потеряли свою актуальность, но вызовы, связанные с этим, предполагают серьезные изменения в сфере улучшения кинотехнологий показа и обслуживания зрителей, новых подходов к киносъемочному процессу и формирования репертуарной политики организаций кинопоказа. В этом же контексте также приобретает важнейшее значение борьба государства с «пиратским» контентом, незаконно распространяемом в сети и совершенствование всех законных способов охраны прав на интеллектуальную собственность.

 

Есетжан КОСУБАЕВ, председатель правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино»    

20.04.2022