Как пережить кризис в кино: инвестиции, налоги и стриминг

Какова роль частного инвестора в казахстанском кино? Может ли здесь успешно работать модель государственно-частного партнерства? Как снизить налоги для производственных компаний и почему стриминговые платформы не панацея для выхода из кризиса? Эти актуальные вопросы подняли участники круглого стола «Производство в пост-карантинный период. Привлечение инвесторов и ГЧП», организованного по инициативе Государственного центра поддержки национального кино в рамках деловой площадки Kazakhcinema days.

Обсуждая положение дел, представители Киноцентра отметили, что со следующего года, согласно закону «О кинематографии», для картин коммерческой направленности широкого проката до 70% средств на их производство может выделять государство, при этом 30% - частные производственные компании должны привлекать самостоятельно. Однако сделать это будет весьма проблематично, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране. А потому решать – как сделать инвестиционный климат в кино комфортным нужно уже сейчас.

Еще одной повесткой круглого стола стала тема производства контента для стриминговых площадок и создание самих платформ – как альтернативный и наиболее реальный в нынешних условиях источник заработка. Кинематографисты предложили в этом направлении отойти от полнометражного кино и попробовать начать производить сериалы для стриминговых ресурсов, как это сегодня популярно в мировой практике.

Заместитель председателя правления НАО «ГЦПНК» Эрнар Курмашев в свою очередь предложил системно и поэтапно подходить к решению вопросов. Тем более, что успех одних напрямую зависит от решения других. К примеру, переход, пусть даже частичный, на стриминговые платформы по мнению заместителя главы ГЦПНК слишком преждевременный. Сначала нужно искоренить пиратство в стране, иначе контент на стриминговых ресурсах будет также обесценен интернет-ворами.    

«Нам нужно, прежде всего, решить главную проблему – победить пиратство. Пока мы это не сделаем, стриминг не будет работать. Почему продюсеры отправляют фильмы напрямую в Youtube? Потому что в кинотеатральном прокате они уже собрали кассу, авторы понимают, что больше нигде не заработают и размещают фильм в Youtube. Это не совсем хорошо, потому что зритель будет думать, что фильм рано или поздно все равно появится в интернете. Ну и наконец сам факт воровства. Нам надо донести до зрителя, что посмотреть пиратский фильм — это все равно, что украсть бутылку воды в магазине. Не считаешь себя вором - не воруй у кинопроизводителя», - сказал Эрнар Курмашев.

Напомним, Киноцентр проводит цикл круглых столов на самые актуальные вопросы киноотрасли. В рамках Kazakhcinema days уже состоялись разговоры на тему «Пиратство убивает творчество», «Кино и карантин: как снимать кино в новой реальности», «Перспективы создания Ассоциации кастинг-директоров Казахстана».