ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Еще раз про молодые таланты

01.10.2021

«Как выживают молодые таланты и почему государственное финансирование получают те режиссеры, которые сами состоят в комиссии по распределению бюджетных средств?». Эти вопросы прозвучали вчера в статье корреспондента ИА BaigeNews.kz. Имя автора статьи не указано, поэтому обращаемся к руководству медиаресурса.

В самом начале материала автор говорит о том, что «в сентябре в своем послании Президент Токаев обратил внимание чинов на творческую молодежь, благодаря которой, по мнению главы государства, наша культура приобретает глобальное звучание. Однако до сих пор молодым талантам приходится выживать за счет меценатов, оставаясь в андерграунде».

Сразу же обращаем внимание, что после выступления Президента на официальном сайте Государственного центра поддержки национального кино был опубликован ряд материалов, где говорилось о работе НАО «ГЦПНК» в этом направлении, вот они:

«Время требует смелых решений уже сегодня»

"Потенциал молодежи нашей страны огромен"

Касым-Жомарт Токаев о поддержке молодых деятелей культуры

К сожалению, мы уже почти привыкли к тому, что современные журналисты не считают нужным читать и анализировать официальные медиаресурсы компаний, о работе которых они пишут свои материалы. Поэтому мы дополнительно отправляли на почтовый ящик Baigenews.kz ответы на запросы, поступающие из редакции. Однако ничего из того, что мы сформулировали, в материале корреспондента Baigenews.kz нет. То есть статья базируется исключительно на мнении трех молодых кинематографистов - алматинских режиссеров Адиля Мусатаева, Айбека Кудабаева и Дамира Танатова, которые считают, что в киноиндустрии нет здоровой конкуренции. В частности, Айбек Кудабаев говорит о творческом объединении «Дебют»:

«В «Казахфильме» до принятия Закона «О кино» и до создания ГЦПНК была такая структура как «Дебют» – это творческое производственное объединение, нацеленное на молодых режиссеров, выпускников киновузов. Уже как два года «Дебюта» не существует, в «Казахфильме» его закрыли, потому что общее финансирование теперь идет от ГЦПНК».

Видимо, не только журналисты, но и участники питчинга не считают нужным понять и принять во внимание то, что говорит другая сторона и что, кстати, было уже опубликовано в ряде СМИ, в том числе государственных, как и сам Baigenews.kz. Похоже, даже своих коллег-журналистов автор статьи не читает.

«Казахстанская правда»: Дорогу дерзким, молодым, креативным!

«Егемен Казахстан»: Уақыт бізден батыл шешімдерді талап етеді - Есетжан Қосыбаев

Деловой Казахстан»: «Время требует смелых решений» - глава Киноцентра о Послании Президента

Кинопортал «Бродвей»: Есетжан Косубаев: «Время требует смелых решений уже сегодня»

Сайт Qazaq1913: Есетжан Қосыбаев: «Бүгінде уақыт бізден батыл шешімдерді талап етеді»

Во всех этих материалах ясно сказано:

 «Киноцентр вместе с известными кинематографис­тами выступил инициатором по воссозданию творческо-производственного объединения «Дебют», которое долгие годы входило в структуру киностудии «Казахфильм». Мы считаем, что этот вопрос сегодня как никогда актуален».

Далее в статье Baigenews.kz.  указано, что «третий год ГЦПНК проводит так называемые питчинги – это презентация кинопроектов, где любой может прийти и представить свой сценарий на суд членам экспертного совета. Как правило, в совете заседают заслуженные деятели кино, драматурги и актеры. В ходе питчингов они отбирают тех, кто, по их мнению, достоин бюджетных вливаний. И здесь возникает конфликт интересов. Если рассуждать логически, то члены экспертного совета не должны участвовать в конкурсе со своими проектами. На сайте ГЦПНК черным по белому написано, что члены «обязаны предпринять все необходимые действия, чтобы исключить конфликт интересов».

Совершенно верно, вот только автор статьи, как, впрочем, бывает довольно часто, выхватил финальную фразу из общего контекста материала под названием «Конкурс 2021: вопросы и ответы», где сказано:

 «Действующие члены Экспертного совета и сотрудники НАО «ГЦПНК» не могут подавать заявки на участие в конкурсе. Однако, поскольку согласно Закону «О кинематографии» в состав Экспертного совета, утверждаемого Правительством РК, входят творческие работники и эксперты, а штат Киноцентра состоит из кинематографистов, встречаются ситуации, когда заявка на участие в конкурсе была подана и реализация проекта началась ещё до приглашения заявителя на работу в НАО «ГЦПНК» или в Экспертный совет».

Остается только добавить, и это, кстати, было озвучено при проведении питчинга, что в определённых случаях член Экспертного совета может представлять свой проект на открытой защите, но не может принимать участие в голосовании по нему.  Что в общем-то подтвердили автору статьи сами члены Экспертного совета. Напоминаем еще раз - видеозаписи открытой защиты конкурса 2021 доступны на Youtube-канале НАО «ГЦПНК».

Теперь что касается проведения конкурсов 2019 и 2020 годов, а также работы Экспертного совета. Нынешнее руководство НАО «ГЦПНК» не может давать оценку работе предыдущего руководства Киноцентра или «Казахфильма», а также процедуре проведения конкурсов 2019 и 2020 гг. Такую оценку может дать Министерство культуры и спорта РК и вышестоящие организации. Это касается и работы Экспертного совета, состав которого определяется Постановлением Правительства РК. Таким образом руководство ГЦПНК не может влиять на работу Экспертного совета. Однако, когда будет обсуждаться новый состав ЭС, руководство Киноцентра планирует внести в Правительство предложение о том, чтобы включить несколько молодых режиссеров в новый состав ЭС.

«Как можно проводить конкурс сценариев, не читая сами сценарии?!». Это был следующий вопрос, заявленный в материале Baigenews.kz. И здесь опять корреспондент и участники питчинга наступают, что называется, «на старые грабли». Читаем материал «Конкурс 2021: вопросы и ответы» от 28.08.2021, который больше месяца размещен на сайте и в соцсетях Киноцентра:

 «Эксперты принимают во внимание весь перечень документов, предоставленный заявителями. Логично, что прочтение сценария проекта всегда предваряет знакомство с синопсисом. Крайне важно суметь заинтересовать экспертов на этом этапе. Иногда уже после прочтения синопсиса становится объективно понятно, что тематика проекта абсолютно не соответствует или даже противоречит приоритетным темам, объявляемым организаторами до старта приёма заявок. Внимательно изучите этот перечень и руководствуйтесь им, чтобы повысить свои шансы на успешное участие в конкурсе».

Но вот с чем мы могли бы согласится, так это с тем, что автор статьи считает, что «число заявок на участие в питчинге ежегодно будет расти, поэтому нужно создать членам совета условия для работы, дав больше времени на прочтение сценариев, считают молодые кинематографисты».

Далее BaigeNews.kz пишет, что результат третьего конкурса от ГЦПНК опубликует в следующем материале. Уважаемые коллеги, напоминаем, что на официальном сайте Киноцентра ранее сообщалось:

 «Отобранные по результатам питчинга проекты направляются в Межведомственную комиссию, которая утверждает финальный список фильмов, претендующих на государственное финансирование. В результате, на основании положительного заключения Экспертного совета и Межведомственной комиссии, будут объявлены кинопроекты, включенные Министерством культуры и спорта Республики Казахстан в тематический план производства национальных фильмов» 

Таким образом НАО «ГЦПНК» не владеет информацией по срокам подписания тематического плана производства национальных фильмов. Ну а теперь комментарий Председателя правления НАО «ГЦПНК» Есетжана Косубаева.

 «Мы сожалеем, что авторы статьи не стали дожидаться решения Межведомственной комиссии, а сформировали свои выводы заранее. Нас удивляет, что люди делают такие смелые выводы на предварительных этапах проведения конкурса.

Что касается нас, то руководство ГЦПНК может дать комментарий по результатам конкурса 2021 года только тогда, когда будут объявлены его результаты. Но, что мы точно можем знать, так это количество молодых кинематографистов, которые в этом году прошли на открытую защиту. Повторюсь, по итогам конкурса 2020 года 39 проектов получили финансовую поддержку государства. Среди них 5 дебютных фильмов, 9 короткометражек, 5 анимационных и 4 художественных проекта, снятые молодыми режиссерами. А среди участников конкурса, допущенных к защите в 2021 году, молодёжь преобладает в секциях «Авторское кино» (около 75%), «Анимация» (85%) и «Игровой фильм, предназначенный для широкой зрительской аудитории» (80%).

В отношении участника питчинга Айбека Кудабаева, думаю, что вы можете взять у него более актуальный комментарий, связанный с качеством работы НАО «ГЦПНК» в отношении поддержки молодых кинематографистов.

В итоге, мы хотели бы поблагодарить редакцию BaigeNews.kz за внимание к работе Киноцентра. Безусловно, существуют вещи, с которыми можно согласиться, но при составлении материала лучше делать уточнения и выслушивать вторую сторону. Если же используется инсайдерская информация, то она не всегда может быть объективной.

Хотелось бы также, чтобы ваши авторы в лице трех молодых режиссеров нашли в себе силы, чтобы принести извинения тем, кого они необоснованно критиковали. Мы не собираемся полемизировать, но подобная информация создает не лучший имиджевый фон вокруг всей отечественной киносферы, что может иметь достаточно негативные последствия», - подчеркивает Е.Косубаев.