ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

В течение всего нескольких дней Государственный центр поддержки национального кино провел два больших брифинга, посвященных конкурсному отбору кинопроектов, претендующих на государственное финансирование. В этом году главной темой обсуждения у большинства наших кинематографистов стали изменения в законодательстве, которые внесли корректировки в правила финансирования фильмов. Учитывая новые правила, какие сегодня стоят задачи перед Киноцентром? Об этом – в нашем интервью с Председателем правления НАО «ГЦПНК» Е. Косубаевым.

 - С чем связана такая активность Киноцентра – сразу два брифинга за последнее время?

- Дело в том, что изменения, внесенные не так давно в правила осуществления госзакупок, стали – без преувеличения – шоком и для нас, и для всех кинематографистов. Но мы понимаем, что, во-первых, время диктует свои новые правила (требования к финансовой устойчивости потенциальных поставщиков – ред.), во-вторых, к сожалению, не в нашей компетенции что-то кардинально менять. Поэтому мы обратились в уполномоченный орган (министерство культуры и спорта РК – ред.). Нам необходим какой-то транзитный период – для того, чтобы произошла адаптация. Если же это невозможно - придется работать в новых условиях. Будет сложно, потому что многие к этим нововведениям не готовы.

С другой стороны, с рынка уйдут те, кто не соответствует требованиям, предъявляемым при оказании господдержки. А это, напомню, народные деньги. Не секрет, что возвратность большинства государственных средств, выделенных за последние 8-10 лет на кино, практически нулевая. Если брать в абсолютных цифрах - сколько было влито, и сколько было получено по кассам – получится, что гора родила мышь.

Проведенные нами брифинги показали, что температура в кинематографическом сообществе достаточно высокая. Есть, конечно, люди, которые не читают наши объявления, даже не заходят на сайт, чтобы ознакомиться с новостями – такая категория публики приходит просто создать ажиотаж. Но мы вычленяем рациональную часть кинематографического сообщества, достойных и профессиональных людей, которые смогут пойти на питчинг.

Поэтому открытый диалог, который состоялся благодаря проведенным брифингам, был необходим. Кинематографисты должны видеть, что ГЦПНК - это не закрытый клуб, это организация, которая всегда готова идти навстречу и общими усилиями решать злободневные вопросы.

- Как идет конкурс 2022?

- Мы надеемся, что Министерство культуры и спорта в самое ближайшее время решит вопрос ускорения выхода постановления по составу Экспертного совета. Это позволит провести отбор кинопроектов в срок. Также хотим в этом году попробовать ввести балльную систему оценки.

В целом же перед Киноцентром сегодня стоят очень серьезные задачи. Нам всем надо менять парадигму, менять принцип психологии участников кинематографического сообщества.

Период благотворительности и альтруизма заканчивается. Экономика Казахстана, так же, как и вся мировая экономика, может испытывать серьезные трудности. По независящим от нас обстоятельствам мы входим в турбулентную зону – потому что включены в глобальные процессы. И надо четко понимать, что те деньги, которые будет выделять государство – это как «золотая акция». Поэтому мы сегодня должны предельно мобилизовать наш Экспертный совет на то, чтобы объективно и транспарентно выдать результат, который будет соответствовать ожиданиям налогоплательщиков, озабоченных тем, куда уходят государственные деньги в сфере кинематографа.

- Будут ли еще какие-то изменения в государственном финансировании кинопроектов?

- Финансирование крупнобюджетных исторических картин, на мой взгляд, должно стать прерогативой правительственной комиссии. В свою очередь, приоритетом Киноцентра является сегодня поддержка той сферы кино, которая нацелена на результат. Которая будет осваивать новые рынки, в том числе международные. Нам, во-первых, надо сосредоточиться на фильмах, которые создадут прецедент хорошего проката. Во-вторых, заниматься финансированием проектов, которые ориентированы на фестивали и на продвижение отечественного кино за рубежом.

Отдельная сфера – это анимация. Анимационные проекты должны идти отдельным блоком, по ним должен формироваться свой бюджет. Более того, для заявок на анимационные картины должен проводиться отдельный конкурс, отбором проектов в котором должны заниматься специалисты, которые будут определять стратегию развития анимационного кино.

- Отвечает ли существующий закон «О кинематографии» реальным потребностям отрасли?

- Мы готовимся к встрече с группой мажилисменов и сенаторов, на которой будут обсуждаться самые насущные и важные вопросы, касающиеся этого закона.

Мы считаем, что закон – в том виде, в котором он сейчас обсуждается – надо отозвать. Его надо доработать и изменить – с тем, чтобы в сентябре внести уже на новую сессию Мажилиса. Много открытых вопросов – все это надо обсуждать и регулировать в законе.

Остро стоит вопрос о том, как будет в целом осуществляться координация госорганов и кинематографического сообщества. Наши общественные организации, Союз кинематографистов и Академия кинематографии, сегодня озвучивают интересующие нас всех вопросы. Я всецело их поддерживаю – потому что они выражают мнение довольно большой части кинематографического сообщества.

Конечно, здесь много работы для юристов. Но, возможно, стоит пригласить экспертов со свежим взглядом. Кроме того, я думаю, что нам пора уже провести расширенную встречу с молодыми кинематографистами. Очень поможет свежесть их взгляда на многие вещи, в том числе на технологию, на новые подходы в производственном процессе и многое другое.

Для достижения эффективного результата законотворчества нам надо консолидировать все силы – с тем, чтобы сделать новый закон максимально отвечающим требованиям кинематографистов и отражающим все актуальные вызовы.

14.04.2022