ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО

Бауржан Шукенов: «Главное для нас – это зритель»

Как мы уже рассказывали, с 6 по 9 декабря казахстанские кинематографисты приняли участие в работе Московского международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес». Сегодня о результатах поездки мы беседуем с руководителем делегации Государственного центра поддержки национального кино - заместителем председателя правления Бауржаном Шукеновым.

- Бауржан Камалович, сейчас, когда первые впечатления от Кинорынка уже улеглись, в нескольких словам – с чем вы оттуда вернулись?

- Первое и, пожалуй, самое главное – мы увидели, каковы сейчас основные тренды в российском кинобизнесе. В форуме участвовали не только киносети и дистрибьюторы, самое интересное – там были представители стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров. Это совершенно новый сегмент покупателей. И, в принципе, одной из главных наших задач было познакомиться с ними. Некоторых я знал и раньше, например, Макара Кожухова – заместителя гендиректора видеосервиса Premier, с другими познакомился на форуме. И все это – новые игроки на рынке.

Второе – мы в полной мере оценили перспективы этой системы продаж.

Но сначала несколько слов о том, как это работало раньше. Сначала фильм демонстрировался в кинотеатрах, после этого поступал в продажу на DVD. Затем следовали показы по телевидению. Потом шли отели, показы в самолётах и так далее. Так выглядела старая, архаичная схема продаж.

Сегодня же, после прихода на рынок полноценного игрока в виде стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров, ситуация изменилась следующим образом: первичный рынок – это по-прежнему кинотеатры, далее – онлайн-кинотеатры и стриминги, третий – платное телевидение, за ним – эфирное телевидение. Это означает, что если контент сам по себе имеет какое-то значение, то при грамотной и правильной подаче он может находиться на рыночном поле от четыре до шести – а, возможно, и более – лет. И при этом, разумеется, неплохо продаваться и быть в поле зрения зрителя.

- С рынком более или менее понятно. А казахстанским кинопроизводителям есть что ему предложить?

- Московский кинорынок помог нам осознать замечательную вещь: в наших руках сейчас очень большой пакет фильмов – разножанровых, интересных, доступных и адаптированных на русский язык. Там есть и чисто зрительское кино, есть и хороший артхаус. Тех, что ориентированы на кинотеатральный прокат – на которые можно сходить с друзьями или семьей, посмеяться, хорошо провести время – может быть, одна-две. А вот однозначно конкурентоспособные наши картины – это те, что рассчитаны на фестивали. Это не прокатное, в широком смысле, кино, но при этом представляющее большой интерес в онлайн-кинотеатрах и на стримингах. Это может быть кино, которое можно смотреть, сидя дома. Такого зрителя очень много, и доступ к такому контенту должен быть очень большой.

И теперь перед нами стоит задача: правильно это все подать, поработать со всеми сегментами покупателей, и – самое главное – быть профессиональными на рынке. Надо правильно заключать договора, ответственно подходить к ведению переговоров с потенциальными покупателями, уметь вести с ними диалог. Возможно, я сейчас говорю очевидные вещи, но в любом бизнесе, в том числе и в кинобизнесе, мелочей не бывает.

Если же говорить конкретно о прошедшем Кинорынке, то по ряду фильмов нашего пакета есть реальный интерес у платформы Кинопоиск HD. Сейчас готовим пакет просмотровых версий для других платформ. Они дадут нам свое резюме: что пойдет для их рынка, что нам стоит оставить у себя. Какие-то картины могут взять на условиях эксклюзива. Какие-то – не эксклюзива, но параллельно рекомендовать их еще каким-то платформам.

В данный момент по нашим проектам «Боксер», «Алга» и «Схема» есть интерес на эксклюзив. Вот такие конкретные результаты.

- Неплохо для первого раза.

- Согласен, поэтому нам надо и в дальнейшем продолжать участвовать в работе Московского кинорынка. Это крупнейшее мероприятие в регионе, которое проводится несколько раз в год. И над каждой картиной, которую мы туда везем, работать серьезно – потому что требования очень высокие.

Нынешнюю поездку организовало кластерное бюро UNESCO в г. Алматы – за что им большое спасибо. Но это, можно сказать, пробный шар. Мы съездили, поучаствовали, нам стало интересно – в следующий раз надо все делать самим. Оплачивать приезд, арендовать место и зал для проведения наших презентаций, приглашать партнеров. Организаторы предоставят площадку, обеспечат инфраструктуру, позаботятся о прессе, а вот все внутреннее наполнение – это уже наша ответственность.  И в этом смысле наш нынешний дебют очень важен. Надо зайти на рынок хотя бы несколькими картинами, чтобы другие участники могли сказать: да, у них уже была картина, кинотеатры на ней заработали. Вдруг еще что-то будет, давайте-ка посмотрим!

- Кстати, мы с вами все время говорим о российском рынке – а что насчет других, как ближних, так и дальних?

- Если рассматривать наших соседей, то сейчас крупнейшая страна в регионе, которая работает в сфере производства и может себе позволить выделять достаточно большие бюджеты для кинопроизводства – это Казахстан. И мы, как лидеры отрасли, предлагали проводить свой – центральноазиатский – кинорынок. Например, в рамках Международного кинофестиваля «Евразия» – для начала хотя бы раз в год.

Но тут есть свои нюансы. Если у Казахстана и России подход к киноиндустрии идентичен, то с некоторыми из стран Центральной Азии у нас в этом вопросе есть серьезные отличия. Где-то кинопроизводители вообще не нацелены на получение прибыли от своих проектов – потому что это, скажем так, не поощряется государством. Где-то кинопроизводство нацелено только на внутреннего потребителя и совершенно не будет представлять интереса для внешнего зрителя. И если мы планируем общаться со всем центральноазиатским рынком, то эту разницу в подходах, отличия в законодательстве надо если не приводить к общему знаменателю, то хоть как-то нивелировать. Чтобы условия игры на каждой территории были не только понятны, но и примерно одинаковы.

Разумеется, надо выходить и на внешние рынки. Показывать свой контент в регионах, в которых мы никогда не были, где вообще никто понятия не имеет, чем мы здесь дышим и живем. У меня были встречи с людьми, которые десятилетиями работали в южноамериканском регионе – в Мексике, Бразилии, Аргентине, Венесуэле. Это фантастические рынки, где даже сейчас огромен интерес еще к советскому кино. И это рынок, который мы не знаем вообще. Вполне возможно, что мы для них – экзотика, которую тоже с удовольствием будут смотреть. Тем более, что киноиндустрия Латинской Америки сама по себе является очень открытой и готовой к каким-то новым течениям извне. Это, кстати, выгодно отличает ее от Юго-Восточной Азии – там кинопроизводители довольно агрессивно защищают свой внутренний рынок.

Недавно появилась еще одна интересная площадка в ОАЭ. Это Dubai International Content Market - Международная выставка развлекательного контента в Дубаи. Работает, в первую очередь, на Ближний Восток и Северную Африку. Регион, конечно, довольно специфический – но познакомиться с ним и представить там свой пакет проектов тоже надо.

Вообще, Киноцентру надо собирать весь контент и, пользуясь тем, что у нас есть государственная поддержка, быть амбассадорами всей нашей киноиндустрии. И того, что снимает «Казахфильм», и того, что производят частные киностудии. Если успеть это сделать, пока отрасль получает финансирование – это все может в дальнейшем перетечь в частную инициативу. Должен запуститься механизм, при котором появятся заинтересованные инвесторы. В той же России это уже произошло.

- Давайте уточним – деньги, которые выделяются из бюджета сейчас, идут только на производство?

- Пока дело обстоит именно так. На производство выделялись серьезные деньги, но на этом все и заканчивалось. И сами студии, снимая кино, не ставили себе задач по продвижению. Значит, на нынешнем этапе надо в первую очередь решить два вопроса. Во-первых, хорошо, если наше министерство и другие уполномоченные органы тоже будут двигаться в направлении целевого выделения средств на мероприятия по продвижению наших картин. Во-вторых, нам надо донести эту идею до самих производителей. Они должны не просто следовать тематическому плану, который дает государство, но и сделать кино интересным для зрителя. Таким, которое захотят купить – кинотеатры, стриминговые платформы. Это возможно – и наши северные соседи это уже доказали.

- Единственное, что мы с вами еще не обсудили – это наш местный рынок. С кинотеатральным покатом все более или менее понятно. А как обстоят дела с остальным?

- Конечно, мы думаем и о том, что можем продать здесь – в наши онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы. Возможно, будем сегментировать наши пакеты – на то, что может пойти в международный прокат, и то, что будет предназначено чисто для внутреннего потребления. У нас есть платформы – и они тоже набирают контент. Но их пока просто не знают.

И, конечно, колоссальной проблемой на отечественных площадках является пиратство. Над ее решением надо работать всем, кто занимается производством и продажей контента. Вы и сами знаете: через торренты можно скачать что угодно, даже фильмы, которые только несколько часов назад появились в кинотеатральном прокате. Роскомнадзор в течение двух часов может закрыть любой сайт, если там обнаружена пиратская продукция. У нас даже вопрос этот никто не поднимает. Это, конечно, нонсенс. Но надо понимать: корабль дальше не поплывет, пока эти течи не заделаны. И зритель должен привыкать платить за контент. Другое дело, что все платежи должны быть защищенными и удобными. Да и в целом удобство использования – это одна из основных составляющих успеха для онлайн-платформы, наряду с богатым выбором контента. Все мы, в конечном итоге – и кинопроизводители, и кинотеатры, и стриминговые сервисы – должны думать о зрителе. Только при этом условии киноиндустрия может – и будет – успешно развиваться.

Источник: https://qmonitor.kz/economics/3235 

23.12.2021