Айдархан Адильбаев: «Прием заявок завершен. Отбирать будем по принципу двух плюсов»

Государственный центр поддержки национального кино объявил о завершении второго приема заявок на отбор кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, для оказания государственной финансовой поддержки. Сколько работ поступило на рассмотрение, какие этапы предстоит пройти каждому проекту, кто и как будет оценивать картины казахстанских кинематографистов – об этом рассказал заместитель председателя правления по стратегическому развитию НАО «ГЦПНК» Айдархан Адильбаев.


-Буквально накануне завершился второй прием заявок, объявленный Государственным центром поддержки национального кино. Можем ли мы уже судить об активности казахстанских сценаристов, режиссеров, исходя из полученной статистики по количеству заявок?

-Мы можем сравнить. На первый питчинг, проведенный в конце мая, было подано 109 заявок. Из них 10 работ были отозваны прямо перед защитой самими авторами. В итоге мы рассматривали 99 заявок. На сегодняшний день мы еще не обработали до конца все проекты, но уже сейчас предполагаем, что их порядка 200. Сейчас наши ребята всю поступившую информацию изучают. Очень много тех, кто, как говорится «проснулся» в последние дни. Если 29 октября у нас всего было 27 заявок, то за 30-31 числа мы набрали цифру, близкую к 200.

-Как считаете, с чем связан такой разрыв? Что заставило кинематографистов в этот раз буквально массово подавать заявки?

-Первый питчинг был короче по времени, тогда давали всего неделю для того, чтобы участники собрали документы. В этот раз в их распоряжении был целый месяц. Это первое. Во-вторых, пошла информация. По первому питчингу многие еще не понимали что это за конкурс, как он работает, как подавать документы и реально ли вообще получить деньги от государства. По результатам первого отбора было запущено, напомню, 18 проектов. Сейчас люди поняли, что это возможно, что можно прийти, презентовать проект и если это будет правильный, интересный сценарий, можно выиграть. У людей появился кредит доверия к нам. Они начали активнее участвовать. Многие очень сожалели, что не успели, вчера-сегодня выходили на связь, теперь они будут готовиться к следующему питчингу. Я думаю с каждым годом количество желающих будет расти. И проекты будут интересные, не только художественное кино, будет большой акцент и на документальные фильмы, и на дебютные, артхаусные и так далее.


-А как с жанровой градацией сейчас? Насколько разнообразные проекты поступили?

-Градация есть. Но пока точно по процентам и цифрам я не скажу. Позже точно обозначим, что из 200 картин, к примеру, 80 – художественные, 20 – документальные и так далее. Сейчас все в процессе обработки.


-И о качестве поступивших работ тоже пока рано говорить?

-Смотрим. Прием заявок завершился только вчера. С понедельника, с 4 ноября начнется работа именно по качественной оценке проектов. Целый месяц мы принимали заявки по критериям правильного заполнения документов, на наличие полного пакета документов, чтобы не было расхождений в сметах, суммах. Мы проделали механическую работу, теперь будем отсеивать по качественному показателю.


-Есть ли какие-либо ограничения по количеству фильмов, которые пройдут?

-Нет, таких ограничений нет. Более того, мы сами не знаем, кто пройдет и сколько. Решение принимают два органа – Экспертный совет, который оценивает художественное, творческое наполнение, финансовую целесообразность, и второй орган – это межведомственная комиссия (МВК), которая уже изучает идеологическую составляющую, политическую, финансово-экономическую направленность. И только по результатам этих двух комиссий будет понятно, сколько проектов пройдет.


-Можете описать четкий алгоритм для кинематографистов, которые участвуют в питчинге. Что дальше будет происходить с их работами?

-На нынешнем этапе, если все документы в порядке, если все сметы выдержаны, мы пишем участникам письмо о том, что проект принят к рассмотрению Экспертного совета. Следующий этап - Экспертный совет будет знакомиться с поступившими работами, мы разошлем заявки всем 15 членам совета. Они будут читать, смотреть суммы, изучать сметы. Может быть так, что сценарий хороший, но смета завышена. А может наоборот - сценарий очень хороший, но авторы и продюсеры по незнанию или неопытности могут указать меньшую сумму. Бывает и такое. Вроде читаешь сценарий, и понимаешь, что это очень дорогой проект, но продюсеры слишком скромные в своих запросах. Этот проект заранее обречен. Он может запуститься и на полпути встать за неимением финансирования. Далее мы огласим список, сделаем всем e-mail рассылку о том, что определенные проекты прошли предварительный Экспертный совет и авторов этих картин пригласим в назначенное время в назначенное место для презентации. Далее понадобится порядка 3-4 дней, потому что на каждый проект мы выделаем по 15-20 минут, и чтобы рассмотреть все заявки понадобится несколько полноценных 10-часовых рабочих дней. Мы все эти протоколы обработаем и уже составим список тех, кто проходит на Межведомственную комиссию. В МВК, поясню, сидят люди из госорганов, депутаты, из министерств различных, есть люди из профсоюзов. Они ознакомятся с проектами и уже потом мы определим дату, когда станут известны результаты. Здесь будет работать принцип двух плюсов: каждый проект должен получить одобрение на Экспертном совете и на МВК. Два плюса есть - проект запускается. Если плюс-минус, когда Экспертный совет поддержал, а МВК – нет, проект не проходит.


-Спасибо за беседу!