5 марта прошел заключительный день второго питчинга

Экспертный совет оставил на десерт дебютные полнометражные картины. И, как оказалось, не зря. Будущие дебютанты продемонстрировали высокий уровень подготовки (который местами во многом превосходил уровень старшего поколения) и оригинальное видение проектов, нетипичное для отечественного кинематографа.

Парадоксально, что, несмотря на название секции, язык не поворачивается назвать большинство конкурсантов начинающими режиссерами. В частности, автор проекта «Язык» Жанат Алшанова, ранее поставившая четыре короткометражки, уже успела побывать со своими работами в конкурсах таких престижных киноплощадок, как Cinefondation в Каннах и «Сандэнс» в США.

При защите проектов довольно сложно было определить четкие тенденции или темы, которые волнуют кинематографистов. Жанровое и стилистическое многообразие конкурса поразило не только экспертный совет, но и всех присутствующих, и следящих за ходом питчинга в онлайн-режиме зрителей.

На смену научно-исследовательской документальной картине о трагедии Арала «Возвращение моря» Виктора Вильковиского, приходила романтическая и «чудесная» (это слово особенно зацепило члена экспертного совета Олега Борецкого) комедия «Молочная девочка», а ее в свое очередь сменил ностальгический детский альманах «Старый двор» от самого взрослого дебютанта Дастана Кадыржанова.

В направлении арт-мейнстрима двигаются уже зарекомендовавшие себя, как талантливые постановщики - режиссеры Аян Найзабеков и Дархан Тулегенов. Первый представил психологический триллер «Толгау», вдохновленный картинами Пака Чхан-Ука и Кристофера Нолана. Второй, в свою очередь, представил на суд экспертов драму «Братья», а в качестве референсов указал оригинальный ряд картин, в число которых вошли «Елена» Андрея Звягинцева, «Пылающий» Ли Чхан-Дона и снятый одним кадром триллер «Виктория» Себастьяна Шиппера.

Вообще неочевидные для казахстанского кинематографа референсы – это то, чем, действительно, удивляет прошедший питчинг. Так, например, автор дебютного проекта  «Өмірде олай болмайды» Мурат Есжан видит свою будущую картину в жанре нуар, а источниками вдохновения называет классическую «Двойную страховку» Билли Уайлдера, а также картины братьев Коэн «Человек, которого не было» и «Серьезный человек».

Разумеется, экспертная комиссия еще вынесет свое решение по всем представленным на питчинге проектов, но уже сейчас понятно, что если финансирование получит хотя бы половина дебютантов, представление о современном казахстанском кино, как у зрителей, так и у мирового киносообщества, может в ближайшие два года кардинально измениться.