На днях в Алматы прошел первый Казахстанский форум культуры "Ұлт рухы – ұрпақ мұраты". Участие в масштабном мероприятии приняли более 500 делегатов из всех регионов страны
За два дня работы форума собравшиеся на него деятели культуры обсудили большое количество наболевших вопросов, одним из которых стало состояние отечественного кинематографа, в частности – подготовка кадров для киноотрасли.
Проблема действительно не нова. Причем если творческим профессиям – режиссерам, актерам, операторам - в отечественных вузах уделяется большое внимание, то о ряде других специальностей, в которых нуждается современный казахстанский кинематограф, многие даже не слышали. Их по нашей просьбе перечислил заместитель председателя правления Государственного центра поддержки национального кино Бауржан Шукенов.
Отечественные вузы сегодня, к сожалению, не готовят специалистов по такой профессии, как второй режиссер. Между тем, это одна из ключевых фигур на съемочной площадке, человек, который фактически превращает творческий замысел авторов в реальный фильм, отвечая в том числе за административный процесс. Б. Шукенов убежден, что этому нужно учить, но у нас этому не уделяют внимание.
Монетизация кинопродукта происходит посредством кинопроката. И здесь также существует потребность в квалифицированных менеджерах, которые могут организовать этот процесс. На этапе проката большую роль играет специалист, формирующий библиотеку, репертуар кинотеатра. Он должен обладать соответствующим уровнем знаний, инженерной подготовкой, разбираться в кинематографе и составлять репертуар, вокруг которого формируется зрительская аудитория.
Бауржан Шукенов убежден, что в ближайшие годы сферу кинопоказа ожидают большие перемены. Стриминговые сервисы быстро и уверенно завоевывают кинопрокатный рынок. Поэтому на стадии дистрибуции огромную ценность приобретают профессионалы, которые умеют продавать кино.
- Но растущая популярность стримингов вовсе не означает, что люди перестанут ходить в кино, - уточняет Шукенов. – Кинотеатры становятся мультикультурной платформой, которая не только показывает кино, но и формирует зрительский пул вокруг себя. Это полноценные заведения культуры, которые сосредотачивают вокруг себя зрительскую аудиторию путем формирования определенного репертуара, закладывая таким образом тот или иной культурный посыл.
Это, в свою очередь, задает новые тренды для инженерных специальностей. Такая профессия, как киномеханик, уже практически исчезает, поскольку современный кинотеатр оснащен серьезным цифровым оборудованием. Сегодня человек, который запускает показ фильма в кинотеатре – это специалист в области информационных технологий, способный управлять многозальным кинотеатром или даже целой сетью кинотеатров. Требования к такого рода профессионалам возрастают с каждым годом, поскольку технология производства и показа кинофильмов совершенствуется.
- Для нас важно, чтобы казахстанцы смотрели наши фильмы, читали наших авторов, слушали нашу музыку, – отметил министр культуры и спорта Даурен Абаев, выступая перед делегатами прошедшего Форума культуры. – Один из приоритетов на сегодня – повышение спроса и конкурентоспособности продуктов отечественного кинематографа.
Если руководители образовательных учреждений, готовящих кадры для нашей киноиндустрии, прислушаются к перечисленным в статье пожеланиям и внесут изменения в перечень профессий и специальностей, утвержденных Министерством образования и науки, это будет огромным шагом в развитии всей киноотрасли.
03.06.2022