Новости

Оценка сценариев конкурсных проектов 2025 года: мнения экспертов

Центр поддержки национального кино получил комментарии от членов Экспертного совета по прочтению сценариев, поданных на конкурс кинопроектов 2025 года. Эксперты обсудили сильные и слабые стороны представленных работ, акцентируя внимание на особенностях драматургии, визуального стиля и глубине персонажей в зависимости от секции конкурсного отбора.

В этом году в секцию художественного кино поступило 242 заявки, что подтверждает высокий интерес кинематографистов к игровому кино. Однако, как подчеркивает член Экспертного совета Роза Муканова, важно не количество, а качество и ценность представленных сценариев.

«Мы живем в такую эпоху, когда зрители больше не поддаются дешевым и поверхностным произведениям. Важно, чтобы фильмы были искренними, увлекательными и побуждали к размышлениям. Нам необходимы сценарии, которые вызывают настоящие эмоции, будь то смех или грусть», – подчеркивает Роза Кажыгалимовна.

При отборе сценариев Роза Муканова ориентируется на более серьезные и глубокие произведения. «Я активно анализирую и читаю различные сценарии, уделяя внимание каждому из них, чтобы выбрать те работы, которые смогут раскрыть действительно важные и значимые сюжеты», резюмирует эксперт.
Член Экспертного совета в секции документально-хроникального фильма Инна Смаилова, кинокритик и историк кино, отмечает, что сегодня казахский кинематограф переживает особенно активный и динамичный период: переход от наблюдения за реальностью к ее субъективному переживанию и трансформации. «Для меня это новый и ценный опыт как для кинокритика – пройти путь понимания к будущим фильмам. Какие изменения ожидают нас в драматургии? Как трансформируется киноязык? Что волнует современных кинематографистов, каковы их авторские месседжи, и какую форму они выбирают для их выражения?

Даже в неигровом кино это сопровождается уходом от фиксации отображения внешнего мира, линейного повествования в сторону личного взгляда, эмоционального восприятия авторов и поисков новых структур и нарративов. На уровне заявок в документальной секции заметно разнообразие тем. Есть кинематографические, а есть журналистские и даже учебные подходы. Но для меня важен прежде всего авторский замысел в любом жанре, чтобы он имел не только заявленную тему, но и выражал движение мысли через художественные образы и язык кино», подчеркнула Инна Тлековна.

По мнению эксперта, в конкурсных сценариях этого года можно выделить еще одну интересную тенденцию трансформацию привычных жанров и тем. В частности, переосмысление истории и настоящего. Наблюдается смещение фокуса на внутренний конфликт героя. Если раньше режиссеры стремились зафиксировать объективную реальность и социальные изменения, то в некоторых работах теперь очевиден интерес к субъективному восприятию и поиску смыслов. Путь героя превращается в путь сомнений, столкновения с утраченным и попыток выстроить новые ориентиры. В ряде фильмов авторы не ограничиваются лишь наблюдением за действительностью, но вступают с ней в диалог, предлагая альтернативные взгляды и провоцируя зрителя на глубокие размышления.

«Этот процесс становится для меня личным исследованием. Работая над книгой об изменении реальности и кинематографической формы в казахском кино, я все больше убеждаюсь, что современный кинематограф не просто фиксирует действительность, а переосмысливает ее через субъективный опыт. Экранное пространство становится зоной памяти, ощущения и метафизического переживания. Поэтому жду и своего погружения в материал через отклик на эти работы», –отметила Инна Смаилова.
Алмаз Кособаев, режиссер и член Экспертного совета по направлению анимации, также поделился своими наблюдениями о заявках, представленных на конкурсе в этом году.

«На основе анализа части предоставленных сценариев можно выделить несколько общих выводов. Среди плюсов стоит отметить их социальную значимость – многие из них затрагивают важные темы, такие как неравенство, жестокость, моральный выбор и цена героизма. Визуальный потенциал сценариев тоже на высоте, поскольку они содержат яркие и запоминающиеся образы, которые могут быть эффектно визуализированы в мультфильмах. К тому же практически в каждом сценарии присутствуют яркие протагонисты и антагонисты, которые хорошо запоминаются зрителям», – отметил Алмаз Курманбекович.

Однако эксперт также выделил ряд недостатков, с которыми сталкиваются многие авторы. «Во-первых, формат написания некоторых сценариев оставляет желать лучшего: они написаны в виде рассказов или повестей, без четкой разбивки на сцены, время суток и локации. Во-вторых, избыточная жестокость в некоторых произведениях может оттолкнуть зрителей, особенно если речь идет о детском контенте. В-третьих, некоторые сюжетные повороты и действия персонажей выглядят нелогичными и не всегда правдоподобными. Также во многих сценариях персонажи представлены схематично, без глубины, и мир, в котором разворачивается действие, часто недостаточно детализирован. Из-за этого возникают проблемы с мотивацией персонажей и темпом повествования – некоторые сцены затянуты, другие слишком быстро сменяют друг друга», – подчеркнул эксперт.
По мнению члена Экспертного совета, сценарии для мультфильмов в этом году затрагивают важные и глубокие ценностные темы, среди которых можно выделить моральный выбор и его последствия, цену героизма и жертвенности, противостояние добра и зла, социальное неравенство и жестокость, важность человечности и сострадания, роль личности в истории и цену достижения цели. Эти темы могут быть мощными инструментами для формирования моральных ориентиров у юной аудитории, однако для этого необходима тщательная проработка сценариев.

«Рекомендую авторам сценариев не полениться ознакомиться с правильными подходами к написанию сценариев – сегодня есть множество бесплатных ресурсов и видеоуроков на YouTube. Следует помнить, что 15 страниц сценария – это далеко не 120 минут хронометража. Также необходимо смягчить избыточную жестокость, чтобы сделать мультфильмы более доступными для широкой аудитории. Важно уделить больше внимания проработке персонажей и мира, сделать их более живыми и убедительными. Стоит сбалансировать темп, избегая затянутых сцен и резких переходов, а также использовать яркие визуальные образы для создания сильного эмоционального воздействия. Очень важно, чтобы мотивация персонажей была логичной и понятной, а детали мира тщательно продуманы. В целом, сценарии имеют потенциал для создания сильных и запоминающихся мультфильмов, но требуют доработки в плане формата, драматургии, логичности, проработки персонажей и мира, а также устранения излишней жестокости в контексте детского контента», – заключает Алмаз Кособаев.