Киносообщество очень позитивно восприняло тезисы, которые изложил президент страны Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального курултая "Әділетті Қазақстан — Адал азамат".
В своем выступлении глава государства заявил, что для развития отечественного кино необходим новый взгляд, новый импульс, отметил, что для этого целесообразно создать цифровую систему, определяющую количество посетителей кинотеатров. Также, как добавил президент, нужно комплексно и последовательно решать накопившиеся в отрасли проблемы, рассматривая киноиндустрию как отдельный сектор экономики. По мнению председателя правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино" Есетжана Косубаева, эти тезисы очень актуальны и своевременны.
— Если внимательно проанализировать выступления президента по широкому спектру вопросов общественно-политической и социально-экономической жизни страны, а также по глобальным геополитическим проблемам — то на первый взгляд может показаться, что отдельные актуальные аспекты сегодняшнего дня остались не озвученными. Но в этом и есть системность подхода к ним, эмпирический метод их изучения. Вот и в речи на заседании курултая вопросы культуры и, в частности, сферы кино были в достаточно рельефной форме обозначены на ближайшую перспективу.
Я уже подчеркивал в публикациях и интервью на страницах газет и в телепередачах, что настает момент смены парадигмы, кардинального пересмотра принципов, если хотите, государственной методологии поддержки в части финансирования отечественных кинопроектов — на основе международного передового опыта, в первую очередь в части законодательства, финансовых моделей в системе рыночных отношений, динамично меняющихся трендов и технологических достижений. Именно это мы и услышали, что называется, между строк в речи главы государства.
— Как вы считаете, что самое главное для кинематографистов в речи президента на курултае?
— Думаю, самое главное, что прозвучало в речи главы государства — это то, что киноиндустрия должна быть не просто частью культуры, а отдельным сегментом нашей экономики. Вокруг этого тезиса и будет выстраиваться все остальное.
Остается фактом, что практически половина населения страны у нас не охвачена кинопоказом — мы имеем в виду сельскую местность, районные центры и малые города, в которых просто нет кинотеатров. Это очень актуальный вопрос.
— И как решить этот актуальный вопрос?
— Кинотеатр — это основной индикатор оценки проекта для кинокомпаний как средство возврата вложенных частных инвестиций, а для государства — это также индикатор влияния на кинозрителя в плане государственной культурной политики, эффективности вложенных государством средств в каждый фильм и степени охвата кинопоказом населения страны, инструмент для поддержки молодых талантов в сфере кино. Наличие кинотеатральной сети в стране также имеет важное значение в том смысле, что является основным и пока единственным серьезным источником монетизации всего кинематографического продукта, который производится как при помощи государственной поддержки, так и независимыми продюсерскими компаниями.
На сегодня в стране функционируют 404 зала. Конечно, этого недостаточно. У более чем 52% населения страны нет локального доступа к просмотру кино в современных цифровых кинотеатрах, а по показателю количества залов на 100 тысяч жителей мы находимся в очень невыгодном положении, влияющем практически на все основные показатели развития индустрии.
В целях выведения отечественного кинопроката на более высокий количественный и качественный уровень нами уже давно был предложен проект "Аймақ Сіnema". Это 72 кинообразовательных центра с количеством кинозалов — 135, общим количеством посадочных мест — порядка 17 000 единиц, а также по одному передвижному кинотеатру в каждой области — для обеспечения кинопоказа в отдаленных уголках нашей страны. Источником финансовых средств для реализации проекта могут служить как республиканский и местные бюджеты, так и механизм государственно-частного партнерства. Подобный шаг, без сомнения, станет драйвером этой отрасли, имеющим идеологический и экономический эффект.
— А как на это отреагируют наши кинотеатры, которые, как заявил президент, взимают за прокат отечественных фильмов внушительные суммы?
— Да, кинотеатры и кинопрокатчики — это структуры, которые находятся в сфере рыночного регулирования. И те компании, которые получили государственное финансирование, вынуждены вести непростой диалог с хозяевами кинотеатров. Это должна быть улица с двухсторонним движением. Естественно, у каждого из них есть свои требования, но мы должны найти ту золотую середину, консенсус, который выведет нас всех на правильный результат. Необходимо помогать и поддерживать друг друга. И в этой ситуации очень важно, чтобы отечественный продукт был высокого профессионального качества, безусловно, с учетом зрительского спроса и возможностью выхода на внешние рынки и стриминговые платформы.
— То есть, частные киностудии, кинотеатры и государство должны работать вместе?
— Именно. Сегодня основным инвестором в киноиндустрии является государство, но и частных инвесторов, которые вкладываются в кино, достаточное количество. Например, в 2022 году в прокат было выпущено 48 картин частного производства. Если посчитать в среднем, то получается, что частники вложили в кинопроизводство более двух миллиардов тенге. Таким образом, объем частных инвестиций и выделяемых кинематографистам бюджетных средств уже вполне сопоставимы — и это очень серьезный момент.
В обществе сложилось мнение, что Private production идут в киноотрасль лишь за тем, чтобы заработать как можно больше денег, и снимают в основном картины легкого жанра, которые стоят дешево и собирают много. Нет, есть и другие примеры, так – сложная и технически совершенная историческая картина о голодоморе "Каш" Айсултана Сеитова, снятая без единого государственного тенге, вполне успешно прошла в прокате в прошлом году и сейчас собирает призы на международных кинофестивалях.
Что касается цифровой системы ЕАИС, определяющей количество посетителей кинотеатров, надо отметить, что она уже давно находится в процессе разработки. И я думаю, что буквально в течение двух-трех месяцев будет полностью готова к тому, чтобы выйти в свет. Почему ее так долго делали — потому что очень много требований от участников рынка, от кинотеатров и дистрибьюторов. Она прошла очень много тестов — думаю, к концу года она уже заработает. Индустрия не может существовать без статистики, поэтому такая система — очень важная и нужная вещь.
— А что скажете про исторические картины, снятые государством, которые, как сказал Президент, имеют много оснований для критики?
— Да, такая проблема существует. Если вспомнить, в январе 2021 года в газете "Егемен Қазақстан" Президентом были конкретно изложены основные идеологические задачи в области культурной политики. А это — создание ярких, масштабных, содержательных в историческом контексте полотен, которые могли бы в международном пространстве показать глубокую, полную драматических событий историю казахского народа, от эпохи великих предков до нынешних дней. Для этого глава государства дал поручение правительству и заинтересованным органам подготовить конкретный план действий.
Однако приходится признать: все крупнобюджетные исторические картины последних лет, снятые за счет государства, не имели желаемого успеха в прокате.
Чтобы избежать этого, в будущем надо найти действенную форму реализации подобных проектов, скрупулезную систему проработки всех циклов производства: от создания драматургии, оригинальных режиссерских решений с учетом инновационных идей, и желательно в конструктивной интеграции с мировыми продакшн-студиями. Нам всем надо менять принцип психологии участников кинематографического сообщества. Понять, что период благотворительности и альтруизма заканчивается. Экономика Казахстана — так же, как и вся мировая экономика, — может испытывать серьезные трудности, потому что мы включены в глобальные процессы. И надо четко понимать, что те деньги, которые будет выделять государство — это как "золотая акция". Поэтому мы сегодня должны предельно мобилизоваться, чтобы объективно и транспарентно выдать результат, который будет соответствовать ожиданиям налогоплательщиков, озабоченных тем, куда уходят государственные деньги в сфере кинематографа.
— И что для этого нужно сделать?
— Чтобы повысить качество исторических картин, их надо снимать не чаще, чем, скажем, раз в три года. Более того, вопрос о финансировании таких масштабных проектов, на мой взгляд, должен решаться специальной комиссией высокого уровня.
В свою очередь, приоритетом Киноцентра должна стать поддержка той сферы кино, которая нацелена на достижение совокупного результата, освоение новых рынков. Нам, во-первых, надо сосредоточиться на фильмах, которые создадут прецедент хорошего проката. Во-вторых, заниматься финансированием дебютных проектов, авторского кино, которое ориентировано на фестивали класса "А" и на продвижение отечественного кинематографа за рубежом.
Мы должны уходить от стопроцентного финансирования, которое порождает потребительскую психологию, что, в конечном счете, создает условия для стагнации в этой сфере. Как у того же северного соседа, где частные студии и государство за счет ГЧП вкладывают свои деньги в проект и делят риски. Еще из полезного опыта, который можно перенять у соседей, — специальное Агентство кинематографии, которое сегодня в Узбекистане регулирует все процессы. Что позволило им сделать поистине качественный скачок в развитии киносферы.
Отдельная проблема — это анимация. В мире анимационные фильмы приносят огромную прибыль, а у нас это все еще дотационный процесс, то есть государственный заказ — единственный инструмент, который позволяет казахстанской мультипликации существовать.
Мы понимаем, как важно создавать детский контент в кино, поэтому и анимационные проекты должны идти отдельным блоком. По ним должен формироваться свой бюджет, должен проводиться отдельный конкурс, отбором проектов в котором будут заниматься специалисты, определяющие стратегию развития анимации.
— Очень много вопросов и к Закону "О кинематографии"...
— Да, мы считаем, что закон — в том виде, в котором он сейчас есть — в полной мере не соответствует нынешним реалиям. Необходимо и дальше его совершенствовать. Много открытых вопросов — все это надо обсуждать и регулировать. И при их решении необходимо развивать конструктивный диалог между государством и киносообществом.
Если отмотать, образно говоря, кинопленку на десятки лет назад, то мы увидим, что большое влияние в сфере имели Союз кинематографистов и другие общественные объединения. Сейчас ничего этого нет — кинематографисты, не имея общих цеховых интересов, сегодня разобщены. А это, на мой взгляд, хороший ресурс для государства в решении накопившихся вопросов в сфере культуры. Нужно выстраивать диалог.
Несомненно, что закон должен отвечать и регулировать реалии сложившихся гражданско-правовых отношений между субъектами кинематографа, квазигосударственного сектора и государственных органов. Определять и разграничивать права и обязанности всех кинопроизводителей, а не только тех, кто получает государственное финансирование.
Закон должен трансформироваться и открыть потенциал отечественного кино, показать уникальность территориально-природных ландшафтов зарубежным кинопроизводителям. Это комплекс вопросов, которые при их решении сгенерирует мультипликативный эффект и позволит проявить себя в полной мере, как части отечественной экономики. Для привлечения инвестиций в киноотрасль, продвижения национального кино за рубежом (фестивали класса "А", прокат, стриминги), обучения и изучения мирового опыта кинопроизводства и новых технологий роль национальной кинокомиссии требует конструктивного подхода в части расширения и регламентирования его функционала. Потенциал и возможность национальной кинокомиссии не раскрыты и находятся в стадии формирования действенных механизмов ее деятельности.
Сейчас остро стоит вопрос о том, как будет в целом осуществляться координация госорганов и кинематографического сообщества. Для достижения эффективного результата законотворчества нам надо консолидировать все силы — с тем, чтобы сделать новый закон максимально отвечающим требованиям кинопроизводителей и государственных органов.
На то он и закон, чтобы его совершенствовать. И в первую очередь это касается принципов государственной поддержки, ее правил и требований. Все должно быть просто, понятно и прозрачно.
Нургали АБИЛЬДАЕВ, Астана
https://liter.kz/esetzhan-kosubaev-vse-dolzhno-byt-prosto-poniatno-i-prozrachno-1689955137/
24.07.2023
В своем выступлении глава государства заявил, что для развития отечественного кино необходим новый взгляд, новый импульс, отметил, что для этого целесообразно создать цифровую систему, определяющую количество посетителей кинотеатров. Также, как добавил президент, нужно комплексно и последовательно решать накопившиеся в отрасли проблемы, рассматривая киноиндустрию как отдельный сектор экономики. По мнению председателя правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино" Есетжана Косубаева, эти тезисы очень актуальны и своевременны.
— Если внимательно проанализировать выступления президента по широкому спектру вопросов общественно-политической и социально-экономической жизни страны, а также по глобальным геополитическим проблемам — то на первый взгляд может показаться, что отдельные актуальные аспекты сегодняшнего дня остались не озвученными. Но в этом и есть системность подхода к ним, эмпирический метод их изучения. Вот и в речи на заседании курултая вопросы культуры и, в частности, сферы кино были в достаточно рельефной форме обозначены на ближайшую перспективу.
Я уже подчеркивал в публикациях и интервью на страницах газет и в телепередачах, что настает момент смены парадигмы, кардинального пересмотра принципов, если хотите, государственной методологии поддержки в части финансирования отечественных кинопроектов — на основе международного передового опыта, в первую очередь в части законодательства, финансовых моделей в системе рыночных отношений, динамично меняющихся трендов и технологических достижений. Именно это мы и услышали, что называется, между строк в речи главы государства.
— Как вы считаете, что самое главное для кинематографистов в речи президента на курултае?
— Думаю, самое главное, что прозвучало в речи главы государства — это то, что киноиндустрия должна быть не просто частью культуры, а отдельным сегментом нашей экономики. Вокруг этого тезиса и будет выстраиваться все остальное.
Остается фактом, что практически половина населения страны у нас не охвачена кинопоказом — мы имеем в виду сельскую местность, районные центры и малые города, в которых просто нет кинотеатров. Это очень актуальный вопрос.
— И как решить этот актуальный вопрос?
— Кинотеатр — это основной индикатор оценки проекта для кинокомпаний как средство возврата вложенных частных инвестиций, а для государства — это также индикатор влияния на кинозрителя в плане государственной культурной политики, эффективности вложенных государством средств в каждый фильм и степени охвата кинопоказом населения страны, инструмент для поддержки молодых талантов в сфере кино. Наличие кинотеатральной сети в стране также имеет важное значение в том смысле, что является основным и пока единственным серьезным источником монетизации всего кинематографического продукта, который производится как при помощи государственной поддержки, так и независимыми продюсерскими компаниями.
На сегодня в стране функционируют 404 зала. Конечно, этого недостаточно. У более чем 52% населения страны нет локального доступа к просмотру кино в современных цифровых кинотеатрах, а по показателю количества залов на 100 тысяч жителей мы находимся в очень невыгодном положении, влияющем практически на все основные показатели развития индустрии.
В целях выведения отечественного кинопроката на более высокий количественный и качественный уровень нами уже давно был предложен проект "Аймақ Сіnema". Это 72 кинообразовательных центра с количеством кинозалов — 135, общим количеством посадочных мест — порядка 17 000 единиц, а также по одному передвижному кинотеатру в каждой области — для обеспечения кинопоказа в отдаленных уголках нашей страны. Источником финансовых средств для реализации проекта могут служить как республиканский и местные бюджеты, так и механизм государственно-частного партнерства. Подобный шаг, без сомнения, станет драйвером этой отрасли, имеющим идеологический и экономический эффект.
— А как на это отреагируют наши кинотеатры, которые, как заявил президент, взимают за прокат отечественных фильмов внушительные суммы?
— Да, кинотеатры и кинопрокатчики — это структуры, которые находятся в сфере рыночного регулирования. И те компании, которые получили государственное финансирование, вынуждены вести непростой диалог с хозяевами кинотеатров. Это должна быть улица с двухсторонним движением. Естественно, у каждого из них есть свои требования, но мы должны найти ту золотую середину, консенсус, который выведет нас всех на правильный результат. Необходимо помогать и поддерживать друг друга. И в этой ситуации очень важно, чтобы отечественный продукт был высокого профессионального качества, безусловно, с учетом зрительского спроса и возможностью выхода на внешние рынки и стриминговые платформы.
— То есть, частные киностудии, кинотеатры и государство должны работать вместе?
— Именно. Сегодня основным инвестором в киноиндустрии является государство, но и частных инвесторов, которые вкладываются в кино, достаточное количество. Например, в 2022 году в прокат было выпущено 48 картин частного производства. Если посчитать в среднем, то получается, что частники вложили в кинопроизводство более двух миллиардов тенге. Таким образом, объем частных инвестиций и выделяемых кинематографистам бюджетных средств уже вполне сопоставимы — и это очень серьезный момент.
В обществе сложилось мнение, что Private production идут в киноотрасль лишь за тем, чтобы заработать как можно больше денег, и снимают в основном картины легкого жанра, которые стоят дешево и собирают много. Нет, есть и другие примеры, так – сложная и технически совершенная историческая картина о голодоморе "Каш" Айсултана Сеитова, снятая без единого государственного тенге, вполне успешно прошла в прокате в прошлом году и сейчас собирает призы на международных кинофестивалях.
Что касается цифровой системы ЕАИС, определяющей количество посетителей кинотеатров, надо отметить, что она уже давно находится в процессе разработки. И я думаю, что буквально в течение двух-трех месяцев будет полностью готова к тому, чтобы выйти в свет. Почему ее так долго делали — потому что очень много требований от участников рынка, от кинотеатров и дистрибьюторов. Она прошла очень много тестов — думаю, к концу года она уже заработает. Индустрия не может существовать без статистики, поэтому такая система — очень важная и нужная вещь.
— А что скажете про исторические картины, снятые государством, которые, как сказал Президент, имеют много оснований для критики?
— Да, такая проблема существует. Если вспомнить, в январе 2021 года в газете "Егемен Қазақстан" Президентом были конкретно изложены основные идеологические задачи в области культурной политики. А это — создание ярких, масштабных, содержательных в историческом контексте полотен, которые могли бы в международном пространстве показать глубокую, полную драматических событий историю казахского народа, от эпохи великих предков до нынешних дней. Для этого глава государства дал поручение правительству и заинтересованным органам подготовить конкретный план действий.
Однако приходится признать: все крупнобюджетные исторические картины последних лет, снятые за счет государства, не имели желаемого успеха в прокате.
Чтобы избежать этого, в будущем надо найти действенную форму реализации подобных проектов, скрупулезную систему проработки всех циклов производства: от создания драматургии, оригинальных режиссерских решений с учетом инновационных идей, и желательно в конструктивной интеграции с мировыми продакшн-студиями. Нам всем надо менять принцип психологии участников кинематографического сообщества. Понять, что период благотворительности и альтруизма заканчивается. Экономика Казахстана — так же, как и вся мировая экономика, — может испытывать серьезные трудности, потому что мы включены в глобальные процессы. И надо четко понимать, что те деньги, которые будет выделять государство — это как "золотая акция". Поэтому мы сегодня должны предельно мобилизоваться, чтобы объективно и транспарентно выдать результат, который будет соответствовать ожиданиям налогоплательщиков, озабоченных тем, куда уходят государственные деньги в сфере кинематографа.
— И что для этого нужно сделать?
— Чтобы повысить качество исторических картин, их надо снимать не чаще, чем, скажем, раз в три года. Более того, вопрос о финансировании таких масштабных проектов, на мой взгляд, должен решаться специальной комиссией высокого уровня.
В свою очередь, приоритетом Киноцентра должна стать поддержка той сферы кино, которая нацелена на достижение совокупного результата, освоение новых рынков. Нам, во-первых, надо сосредоточиться на фильмах, которые создадут прецедент хорошего проката. Во-вторых, заниматься финансированием дебютных проектов, авторского кино, которое ориентировано на фестивали класса "А" и на продвижение отечественного кинематографа за рубежом.
Мы должны уходить от стопроцентного финансирования, которое порождает потребительскую психологию, что, в конечном счете, создает условия для стагнации в этой сфере. Как у того же северного соседа, где частные студии и государство за счет ГЧП вкладывают свои деньги в проект и делят риски. Еще из полезного опыта, который можно перенять у соседей, — специальное Агентство кинематографии, которое сегодня в Узбекистане регулирует все процессы. Что позволило им сделать поистине качественный скачок в развитии киносферы.
Отдельная проблема — это анимация. В мире анимационные фильмы приносят огромную прибыль, а у нас это все еще дотационный процесс, то есть государственный заказ — единственный инструмент, который позволяет казахстанской мультипликации существовать.
Мы понимаем, как важно создавать детский контент в кино, поэтому и анимационные проекты должны идти отдельным блоком. По ним должен формироваться свой бюджет, должен проводиться отдельный конкурс, отбором проектов в котором будут заниматься специалисты, определяющие стратегию развития анимации.
— Очень много вопросов и к Закону "О кинематографии"...
— Да, мы считаем, что закон — в том виде, в котором он сейчас есть — в полной мере не соответствует нынешним реалиям. Необходимо и дальше его совершенствовать. Много открытых вопросов — все это надо обсуждать и регулировать. И при их решении необходимо развивать конструктивный диалог между государством и киносообществом.
Если отмотать, образно говоря, кинопленку на десятки лет назад, то мы увидим, что большое влияние в сфере имели Союз кинематографистов и другие общественные объединения. Сейчас ничего этого нет — кинематографисты, не имея общих цеховых интересов, сегодня разобщены. А это, на мой взгляд, хороший ресурс для государства в решении накопившихся вопросов в сфере культуры. Нужно выстраивать диалог.
Несомненно, что закон должен отвечать и регулировать реалии сложившихся гражданско-правовых отношений между субъектами кинематографа, квазигосударственного сектора и государственных органов. Определять и разграничивать права и обязанности всех кинопроизводителей, а не только тех, кто получает государственное финансирование.
Закон должен трансформироваться и открыть потенциал отечественного кино, показать уникальность территориально-природных ландшафтов зарубежным кинопроизводителям. Это комплекс вопросов, которые при их решении сгенерирует мультипликативный эффект и позволит проявить себя в полной мере, как части отечественной экономики. Для привлечения инвестиций в киноотрасль, продвижения национального кино за рубежом (фестивали класса "А", прокат, стриминги), обучения и изучения мирового опыта кинопроизводства и новых технологий роль национальной кинокомиссии требует конструктивного подхода в части расширения и регламентирования его функционала. Потенциал и возможность национальной кинокомиссии не раскрыты и находятся в стадии формирования действенных механизмов ее деятельности.
Сейчас остро стоит вопрос о том, как будет в целом осуществляться координация госорганов и кинематографического сообщества. Для достижения эффективного результата законотворчества нам надо консолидировать все силы — с тем, чтобы сделать новый закон максимально отвечающим требованиям кинопроизводителей и государственных органов.
На то он и закон, чтобы его совершенствовать. И в первую очередь это касается принципов государственной поддержки, ее правил и требований. Все должно быть просто, понятно и прозрачно.
Нургали АБИЛЬДАЕВ, Астана
https://liter.kz/esetzhan-kosubaev-vse-dolzhno-byt-prosto-poniatno-i-prozrachno-1689955137/
24.07.2023